Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Праекты

Исследовательская работа "Волшебная соль"

Сурмач Л.А.

Введение

         Меня зовут Женя. Мне пять лет и я хожу в детский сад. Однажды утром я пришёл в детский сад и сказал: «Когда у меня заболело горло, мама давала мне соленую воду, чтобы я полоскал его». Рома удивился: «Зачем полоскать солью горло? Ведь соль добавляют в пищу». Тогда воспитатель добавила, что соль нужна не только для еды, да и вообще «без соли не проживешь». У меня появилось желание больше узнать о соли, её видах и свойствах. С этими вопросами я обратился к воспитателю.

Из беседы с воспитателем я узнал, что соль –это полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.
         В  далёкие времена соль считалась драгоценностью, ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. Добыча соли всегда считалась нелегким трудом. Еще в начале прошлого века это делалось вручную. Со временем на смену ручному труду по добыче соли пришли современные врубовые машины, соляные комбайны и экскаваторы.

Но почему Людмила Антоновна сказала, что «без соли не проживешь?» Я спросил: «А почему не проживешь?» Тогда мой воспитатель предложила провести настоящее исследование соли.

Цель: выяснить, какими полезными и вредными  свойствами обладает соль.

Задачи:

  • Расширить знания о соли, определить свойства соли, как ее добывают, где применяется.
  • Познакомить детей со свойствами соли, как материалом для художественного творчества

                   Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности, желание участвовать в опытно-экспериментальной деятельности.

Гипотеза: соль – это не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов и творчества.

Основная часть

Опыты с солью

Опыт, который мне понравился больше всего - с яйцами. Налили обычную воду в банки. В одну из них налили простую воду, в другую добавили  2 столовые ложки соли, в третью— 5 ложек соли. Все хорошенько размешали и опустили яйца в воду.

В банке с пресной водой яйцо утонуло.  В банке с небольшим количеством соли яйцо плавало в середине банки. А в крутом соляном растворе яйцо всплыло на поверхность.

Вывод: узнал от воспитателя, что соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. Соль делает воду более тяжёлой.

Зимой во время прогулок я наблюдал, что на тротуарах и дорогах образуется лёд, бывает гололедица. У меня возник вопрос: почему дорогу посыпают солью? Чтобы понять это, мы с мамой провели следующий опыт. Налили в две чашечки воды, в одну добавили соль и размешали. Потом обе чашки поставили в морозилку. На следующий день обнаружили, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла.

Вывод: соль не даёт воде замерзнуть.

Чтобы понять, какое влияние оказывает соль на организм человека, я побеседовал с нашей медицинской сестрой.

Оказывается, соль, прекращает развитие бактерий, поэтому она является антисептиком. Когда болит горло, его нужно полоскать соляным водным раствором. А также при простуде  соль нагревают на сухой сковородке, кладут в тканевый мешок и прикладывают к ступням. Как утверждает медицинская сестра, если вдыхать соль в определенных количествах, она оказывает лечебное воздействие на организм. Для этого созданы соляные пещеры. Такая пещера есть в городе Солигорске. А ещё от медсестры я узнал, что избыток соли неблагоприятно влияет на кровеносные сосуды. Избыток соли приводит к сужению кровеносных сосудов, особенно сосудов головного мозга (инсульт), также к повышению артериального давления, почечным заболеваниям и даже к ухудшению памяти. Кроме этого избыток соли в организме приводит к накапливанию в тканях жидкости, а натрий в больших количествах разрушающе действует на кровеносные сосуды. Для того чтобы убедиться в этом, мы решили провести следующий эксперимент.

Мы взяли три стакана. В первый налили воду и опустили шерстяную нитку. Во втором стакане сделали слабый раствор соли, опустили в него нитку. В третьем стакане сделали насыщенный раствор соли, опустили нитку. Представили, что нитка – это сосуд человека. Через 5 дней мы проверили стаканы: 1 стакан – без изменений, 2 стакан - нитка стала твёрдой, 3 стакан – нитка покрылась толстым слоем соли, стакан стал белый, как будто его заморозили.

Вывод: большое количество соли плохо влияет на сосуды человека.

Из телепередачи я узнал, что соль можно применять в детском творчестве. И у меня возник вопрос: «Как это можно сделать»? Людмила Антоновна рассказала, что соль можно использовать в лепке, аппликации, рисовании и украшении интерьера.

Сначала мы решили использовать соль в лепке.

Соль, мука и вода – вот что необходимо для приготовления соленого теста. Из него можно сделать все, что угодно! Это очень увлекательный и интересный процесс.

Воспитатель сказала, если солёное тесто осталось после работы, то его можно положить в пакет и убрать в холодильник. Тесто может там храниться долго и ничего с ним не случится.

Вывод: соль сделала тесто твёрдым, и оно способно держать форму.

Затем мне стало интересно, как можно рисовать солью? Мама предложила нам с братом нарисовать рисунки на морскую тему. Пока краска не высохла, мама посыпала рисунки солью. Получилось красиво, было похоже на пузырьки в воде.

Вывод: так я убедился, что рисовать солью необычно и очень интересно.

На занятиях в детском саду мы делали аппликации из цветной бумаги. И я спросил: «Можно ли использовать вместо бумаги соль?» Тогда Людмила Антоновна предложила изготовить аппликацию из соли.

Сначала мы нарисовали простым карандашом рисунок, затем воспитатель покрыла его клеем, а потом я посыпал рисунок солью. Далее соль оставили сохнуть на ночь, когда всё высохло, убрали лишнюю соль путём стряхивания. Чтобы соль не осыпалась, сверху работу Людмила Антоновна побрызгала лаком.

Вывод: соль, как и бумагу, можно использовать при выполнении аппликации. Она - не только важный пищевой продукт, но и интересный материал для творчества.

Выводы

Из результатов проведённого исследования я узнал, что соль необходима человеку, но в избытке может приносить вред здоровью. Соль широко применяется в быту. При её помощи можно делать красивые декоративные украшения, поделки.

Я убедился, что самые простые и знакомые вещи могут быть необычными и интересными.

Поваренная соль - единственный минерал, который человек употребляет в пищу. Она не только улучшает вкус многих блюд, но и полезна и даже необходима для здоровья. Любому пищевому продукту можно найти замену,  даже хлебу, без многих видов продовольствия удается обойтись. Без соли нет. Это единственный продукт, который нечем заменить, и без которого жизнь невозможна.

 ПРОЕКТ

 «Лаборатория неживой природы»

 первая младшая группа

 воспитатель дошкольного образования

          Шалкевич Л.И.

Проект «Лаборатория неживой природы»

 первая младшая группа

Актуальность: Один из принципов учебной программы дошкольного воспитания говорит о необходимости осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Цель проекта:

•развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

  Задачи проекта:

- обогащать  представления малышей об объектах неживой природы;

-знакомить с различными свойствами веществ ( плавучесть, растворимость.);

- создавать предпосылки  формирования у детей практических и умственных действий;

 - развивать внимание, зрительную, слуховую чувствительность;

 Тип проекта: информационно-исследовательский

Длительность проекта: 2 недели

Участники: воспитанники первой младшей группы, родители, воспитатели.

Ожидаемые результаты:

•вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;

•обогатить представление малышей об объектах неживой природы;

•обогатить предметно – развивающую среду в группе.

 Проблема: Как познакомить детей с неживой природой?

Реализация проекта:

 Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по данному направлению запланировала  2 раза в неделю по 10-15 минут.

Работа проводится в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.

I этап проекта: подготовительный

1. Подбор методической литературы.

2. Составление плана проектной деятельности.

3. Оформление картотеки опытов с водой, песком.

4. Привлечение родителей к пополнению оборудованием «центра экспериментирования».

Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.

Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, кисточки, краски, губки, воронки, предметы из разных материалов, пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.

II этап проекта: основной

Работа с детьми

Вода

1. «Поплывет или утонет»

Цель опыта:   развитие наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классификации предметов.

Необходимый инвентарь: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы, и предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки, емкость с водой.

Поставить перед ребенком тазик с водой и разложить все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.

2. "Выжми мочалку» "

Цель опыта :  развитие мелкой моторики пальцев рук

Необходимый инвентарь: две емкости, поролоновая губка.

Одну емкость заполнить водой. Показать ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.

Предложить попробовать самому сделать то же самое.

3. «Водонос»

Цель опыта: ознакомление со свойствами вещества и понятием объема,  развитие координации движений

Необходимый инвентарь: тазик с водой, пластиковый стакан, воронка, ложка.

Поставить перед ребенком тазик с водой. Рядом положить чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.

Предложить ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в банке.

Сравните, в какой банке воды окажется больше.

Спросите, чем зачерпнуть вообще не получилось.

Измерять глубину воды в банках можно так, как это когда-то делали моряки: опуская в банку деревянную палочку (правда, у моряков был канат с грузом).

4. «Налил-вылил»

Цель опыта:  развитие координации движения, расширение представления о свойствах вещества

Необходимый инвентарь: емкость с водой, один большой и один маленький стакан.

Поставить перед ребенком тазик с водой. Показать, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой.

Предоставьте ребенку свободу действий.

5. «Волшебная кисточка"

Цель опыта: знакомство с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).

Игровой материал: Красная, синяя и желтая краски; кисточка;

Поставить перед ребенком стакан, предложить нанести кисточкой краску и промыть кисточку в стакане.

Работа с родителями

1. Первая неделя

Консультация- "Организация детского экспериментирования в домашних условиях "

Цель: познакомить с организацией детского экспериментирования в домашних условиях.

2. Вторая неделя

Памятка для родителей «Экспериментирование с водой».

Цель: познакомить  с экспериментированием с водой дома

III этап: заключительный

Составление презентации проекта.

 Литература:

1. Учебная программа дошкольного образования. Мн.  Нац. институт образования.2012

2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.

3. Интернет ресурсы

Проект 

«Лаборатория любознательных ГНОМОВ»

 вторая младшая группа

воспитатель дошкольного образования

Фунт Елена Викторовна 

Проект «Лаборатория любознательных ГНОМОВ»

( вторая младшая группа)

Актуальность: современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.

Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Цель проекта:

  • Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.

Задачи проекта:

    • Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
    • Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
    • Развивать представления детей о некоторых факторах среды ( вода-переход в различные состояния). Расширять представление детей о значимости воды и песка в жизни человека;
    • Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

Основополагающий вопрос: Как познакомить детей с неживой природой?

Ожидаемые результаты:

  • Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
  • Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
  • Обогатить предметно – развивающую среду в группе;

Подготовительный этап:

  1. Подготовка материала, оборудования для экспериментов.
  2. Подбор загадок, стихотворений  и игр для занятий.

Основной этап:

  1. Планирование занятий с детьми на время проекта.
  2. Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.

Заключительный этап:

  1. Формирование картотеки по экспериментам с природным материалом.
  2. Оборудование в группе уголка для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.

Реализация проекта:

Основываясь на анализе системы работы в дошкольном учреждении, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей  я спроектировала  свою последующую работу, где реализация поставленных задач  осуществлялась   в рамках специально организованной деятельностии  и в режимных моментах.

Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста организовывала 2 раза в неделю по 10-15 минут.

Работа проводилась   в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.  

 После эксперимента не упускаю   воспитательные моменты -  дети  самостоятельно наводят   порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).

Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком.

Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы,  величины, степени прозрачности.

По  данному проекту  предусмотрена также работа с родителями.

Памятка для родителей «Экспериментирование с водой» и консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

 РАБОТА С ДЕТЬМИ.

 1.Эксперимент «Таяние»:

Цель: развитие логического мышления (умозаключение) и формирование представлений детей о составе снега.

  • Ребята, знаете ли вы, из чего состоит снег? (из воды) Проверим?

Дети накладывают в ведерки снег и уносят в группу. Ставят свои ведерки возле батареи.

(После того как разделись, помыли руки,  возвращаются к ведеркам)

  • Что произошло со снегом? (он растаял)
  • Почему он растаял? (потому что в группе тепло)
  • Что в ведерке осталось от снега? (вода)
  • Значит снег состоит из..? (воды)

 2.Эксперимент «Превращение»:

Цель: развитие  логического мышления и формирование  представлений  детей о взаимодействии талого снега и холода.

Как вы думаете, что произойдет, если мы снова вынесем эту водичку на улицу?

(воспитатель выносит ведерко с растаявшим снегом на улицу)

После тихого часа, воспитатель приносит ведерко обратно.

  • Что произошло с растаявшим снегом на улице? ( замерз)
  • Во что он превратился? (в лед)
  • Потрогайте, какой лед? (твердый, гладкий, холодный, прозрачный)

 3. Беседа о камушках (при затруднении сопровождается демонстрацией рисунков):

Цель: обогащение словарного запаса и логического мышления.

  • Где можно найти камушек? (на дороге, в речке, в море, в песке, в поле….);
  • Каким бывает камушек? (большим, маленьким, черным, белым, тяжелым, легким, тердым и т.д.).

 4. «Сортировка»

Цель: закрепление восприятия величины.

Необходимо разложить камушки по подносам: на правый – большие, на левый – маленькие.

 5.«Тонет - не тонет»

Цель: закрепление восприятия веса, логического мышления (развитие способности производить умозаключения на основе полученных знаний).

  • А что произойдет, если нам опустить в воду перышко? (будет плавать);
  • Как вы думаете, почему оно плавает? (потому что легкое);
  • А что произойдет, если нам опустить в воду камушек? (утонет);
  • Почему он утонет? (потому что он тяжелый).

Воспитатель дает подержать на ладошках перышко и камушек, почувствовать что тяжелее, а что легче.

6. «Сухой- влажный»

Цель: формирование тактильного восприятия песка: сухой – влажный.

  • Каким стал камушек, когда мы достали его из воды? (мокрый, сырой, влажный);

Затем воспитатель дает в руки детям полотенце, чтобы вытереть камушки.

  • Сейчас каким стал камушек? (сухим).

 7.«Мягкий - твердый»

Цель: расширение словарного запаса (мягкий, твердый), мелкой моторики пальцев рук.

  • Ребята из чего мы можем слепить шарик? (снега, глины, пластилина);

Воспитатель раздает каждому ребенку кусочек пластилина и предлагает помять его и скатать из него шарик.

 8.  «Почему песок хорошо сыплется?»

Цель: выделение свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.

Игровой материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.

Ход игры: Взрослый предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ. Выясняют, что лучше всего сыпалось (песок), и проверяют, пересыпая вещества из станина в стакан. Затем высыпают песок в большую емкость горкой и смотрят, что происходит (песок остается в виде горки с ровными краями). Таким же образом всыпают глину и определяют, одинаковые ли получилась горки (горка из глины неровная). Выясняют, почему горки разные (частички песка все одинаковые, глины — все разной формы, размера). Дети с помощью лупы рассматривают, из чего состоит песок, как выглядят песчинки; как выглядят частички глины; сравнивают их (песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу). Дети просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины и почему. Рассматривают песочные часы и уточняют, можно ли сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыплются, прилипают друг к другу).

 9.«Вот какой песочек»

Цель: закрепление знаний детей о свойства и особенностях песка.

  Материал: Тазик с сухим речным песком, коллекция камушков, набор игрушки из kinder-яйца, лейка с водой, классическая музыка со звуками реки.

1.Отгадайте загадку:

Он очень нужен детворе, 
Он на дорожках во дворе, 
Он и на стройке, и на пляже, 
И он в стекле расплавлен даже. (песок)

  Расскажите, каким бывает песочек? (сухой, влажный, сыпучий, коричневый, речной, морской…).  «Сюрприз»

Цель: формирование тактильного восприятия сухого песка.

Ребята, в песочке всегда можно что-то найти, давайте вместе с вами посмотрим, что же он сегодня для нас припрятал. (В песке можно спрятать камушки, игрушки из kinder-яйца, бусинки и т.д.).

Дети ищут сюрприз в тазике с сухим песком. По ходу поиска, воспитатель беседует:

  • Какой у нас песочек? (сухой, сыпучий, речной, легкий и т.д.);
  • Как можно играть в песок? (копать, насыпать в ведерки, формочки, просеивать через сито, лепить пирожки…);
  • Скажите, а из нашего песка можно слепить пирожки? Попробуйте.
  • Почему не получается? Потрогайте, наш песочек сухой или влажный? (сухой, сыпучий)
  • Что нужно сделать, чтобы наш песочек стал влажным? (налить воду)

Воспитатель наливает воды в песок, так чтобы он стал влажным и пригодным для лепки.

  • Каким стал песочек? (влажный, тяжелый, мокрый, несыпучий…).

 «Следы ручек»

Цель: формирование представлений об особенностях влажного песка.

Ребята, смотрите, на влажном песке можно оставлять следы. Возьмите свои камушки (или игрушки из kinder-яйца, бусинки и т.д.) и оставьте на песке следочки от них.

Снова попробуйте слепить из песка пирожки и фигурки. Получается?

Вывод: Как вы думаете, почему из сухого песка не получилось слепить пирожки и фигурки, а из влажного получилось? (потому что сухой песочек сыпучий, а влажный липкий).

«Эти забавные рисунки» (эксперимент сопровождается классической музыкой со звуками реки).

Цель: развитие воображения, восприятие величины.

Чем еще мы может оставлять следы на песке? (рукой, пальчиком, кулачком, стаканом, карандашом, палочкой и т.д.).

Воспитатель оставляет свой отпечаток ладошки (кулачка, пальчиков…) и предлагает детям проделать тоже самое.

Кто оставил на песочке

Эти разные следочки?

Наши детки тут играли

Свои ручки рисовали…

Беседа:

  • Где большие отпечатки, а где маленькие?
  • На что похожи наши отпечатки?
  • Что нужно дорисовать, чтобы получился петушок, рыбка, солнышко….?

 "Мокрый песок принимает любую нужную форму".

Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка. Получаются фигурки? Попробуем намочить сухой песок. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Он также легко сыплется? (Нет). Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается? Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки? (Из мокрого).

Вывод: О чём мы сегодня узнали? Из какого песка можно сделать фигурки? (Из мокрого).

Раздзелы сайта