Памер шрыфту
A- A+
Iнтэрвал памiж лiтарамі
Каляровая схема
A A A A
Дадаткова

Інклюзіўная адукацыя

                                             Инклюзивная культура

      В рамках подготовки к педагогическому совету "О работе коллектива по формированию инклюзивной культуры участников образовательного процесса" в УО прошла неделя педагогического мастерства. Воспитатели, работающие в группах интегрированного обучения и воспитания, приглашали на свои занятия коллег, делились опытом, давали рекомендации. Проведён круглый стол "Значение инклюзивной культуры в условиях современного дошкольного образования". 

    Под формированием инклюзивной культуры нужно понимать построение такого сообщества, в котором каждый чувствует, что ему рады, относятся доброжелательно. Воспитанники и педагоги относятся друг к другу с уважением. Всех детей одинаково ценят, ожидают от них высоких достижений. Сотрудники учреждения, дети и родители разделяют идеологию инклюзии. Педагоги стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного участия всех учеников во всех аспектах жизни в детском саду. 

 Целью развития инклюзивного образования является обеспечение возможностей для получения образования всеми обучающимися, включая лиц с особенностями психофизического развития, в учреждениях основного образования.

  В основе инклюзивного образования лежат идеи равного отношения ко всем людям, исключается любая дискриминация детей, создаются особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

    

 

      

Обеспечение условий для организации интегрированного обучения и воспитания детей с особенностями психофизического развития и формирования инклюзивной культуры у всех участников образовательного процесса.

                                                                                       Левоненя С.Г, зам. заведующего

            Речь является важнейшим критерием оценки возможностей и перспектив человека. Однако красивая, грамотная, четкая речь не появляется внезапно у того, кто недавно с трудом мог связать пару слов.

            Некоторые родители придерживаются такой точки зрения: «Подрастёт - заговорит!». Такое убеждение в корне ошибочно. «Молчуны» никогда не разговорятся сами собой. Если ребенок мало и плохо говорит в 3 года, ему обязательно нужна помощь.Поэтому вопрос организации интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР по-прежнему является актуальным в современных условиях развития учреждений дошкольного образования.

            Сегодня в качестве основной цели образования, как здоровых детей, так и детей с особенностями психофизического развития признается подготовка к самостоятельной, независимой жизни через овладение ключевыми жизненно важными компетенциями.

         Интегрированное обучение и воспитание - это организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития.

         Цель развития интегрированного обучения - способствовать успешной социализации воспитанников с особенностями психофизического развития.

            Интеграция – процесс двусторонний. С одной стороны, ребенок с особенностями психофизического развития готовится к совместному обучению со здоровыми сверстниками, адаптируется к образовательному пространству учреждения дошкольного образования. С другой стороны, дошкольное учреждение готовится к работе с детьми с ОПФР, создает специальные условия для его обучения и воспитания.

            В настоящее время в Республике Беларусь базой для развития интегрированного образования выступает нормативно-правовое, учебно-методическое и кадровое обеспечение системы специального образования.Нормативно-правовое обеспечение интегрированного образования размещено на сайте асаблива.бай.Учебно-методическое обеспечение представлено в кабинете учителя-дефектолога.

            Работу с воспитанниками осуществляет учитель-дефектолог и воспитатели дошкольного образования, их законные представители.

            Организуя процесс интегрированного обучения и воспитания детей с ОПФР, в учреждении созданы определённые условия:

  • Создана развивающая предметно-пространственная среда, которая выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и активности детей с особенностями психофизического развития в соответствии с их потребностями. Имеется кабинет учителя-дефектолога.
  • Обеспечение соответствующими учебными изданиями – 88%, средствами обучения и воспитания – 82%, учебными программами специального образования – 100%; интернет ресурсы.
  • Кадровое обеспечение интегрированного обучения и воспитания Обеспеченность кадрами составляет 100%. 40% педагогов, работающих с детьми с ОПФР, имеют высшую квалификационную категорию и среднее специальное образование, 60% педагогов имеют 1-ю категорию и высшее образование.
  • Обеспечено психолого-педагогическое сопровождение воспитанников с особенностями в развитии, которое осуществляется через тесное сотрудничество учителя-дефектолога, педагога-психолога, воспитателей дошкольного образования, администрации.

            В учреждении функционируют 2 группы интегрированного обучения и воспитания, которую посещают 24  воспитанника, из них 4 воспитанника обучаются по программе «Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи» и 1 «Воспитание и обучение детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении)». Кроме этого 25 воспитанников занимаются с учителем дефектологом , так как у них ОНР (общее недоразвитие речи, 3 уровень речевого развития0, все они обучаются по общей учебной программе дошкольного образования.

Учитель-дефектолог проводит индивидуальные и подгрупповые занятия.

На начальных этапах при комплектовании групп интегрированного обучения и воспитания мы столкнулись с тем, что некоторые родители были не готовы принять совместное пребывание нормально развивающихся детей и их сверстников с особенностями психофизического развития. Администрацией и специалистами учреждения проводились  индивидуальные беседы с родителями, были даны разъяснения по вопросам организации работы данных групп.

На сегодняшний день в нашем учреждении нет проблемы комплектования групп интегрированного обучения и воспитания.

Воспитанники групп интегрированного обучения и воспитания приобретают способность воспринимать других детей, они учатся слышать, чувствовать, доверять друг другу. Дети вместе принимают активное участие в праздничных мероприятиях, театрализованных постановках, конкурсах, где выполняют роли в соответствии со своими возможностями.

Ещё совсем недавно было чёткое разделение: одни дети шли в обычные детские сады, другие, с нарушениями в развитии, направлялись в специальные учреждения.

Сегодня к особым детям - особый подход – не отделять их, а наоборот, активно включать в образовательный процесс. Система образования Республики Беларусь стала на путь инклюзии – чтобы каждый ребенок, вне зависимости от способностей, возможностей и особенностей развития, мог получить необходимое образование не только в учреждениях специального, но и в учреждениях дошкольного, а далее общего среднего образования.

Инклюзивное образование – обучение и воспитание, в процессе которых особые образовательные потребности всех обучающихся, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, удовлетворяются в учреждениях основного и дополнительного образования при создании в них соответствующих условий и наиболее полном включении в совместный образовательный процесс всех обучающихся.

Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.

Целью развития инклюзивного образования является обеспечение возможностей для получения образования всеми обучающимися, включая лиц с особенностями психофизического развития, в учреждениях основного образования.

В основе инклюзивного образования лежат идеи равного отношения ко всем людям, исключается любая дискриминация детей, создаются особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Необходимо понимать, что инклюзивное образование – это не  интеграция, это более широкое понятие:

  • Дети живут вместе, в одной обычной группе.
  • Специалисты помогают детям.
  • Обычные группы изменяются.
  • Внимание акцентируется на возможности  и сильные стороны ребёнка.
  • Дети учатся терпимости – воспринимают человеческие различия как обычные.
  • Дети с особенностями получают полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полноценной жизнью.
  • Проблемы развития, эмоциональное состояние детей с особенностями становятся важными для окружающих.
  • Равные возможности для каждого.

Инклюзивное образование является логическим продолжением системы интегрированного образования. Оно предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации образовательного процесса и взаимодействия с каждым ребенком.

В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям с ОПФР и детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

Инклюзивное образование требует постоянного творческого вклада от каждого участника, включённого в образовательный процесс – педагогов, родителей, детей, администрации, социума.

Процессы инклюзии и интеграции относятся не только к образованию, это вопрос формирования общественной сознательности, толерантности в отношениях к каждому ребёнку, к каждому человеку.

Чем раньше начинается работа с ребенком, имеющим какие-либо отклонения в развитии, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.

Это обусловлено не только процессами гуманизации, но и доказанной эффективностью и результативностью ранней коррекционно-педагогической помощи «особому» ребенку.

В процессе введения инклюзивного образования, возникает множество проблем, в том числе и социальных.

Но, если проблемы создания нормативной правовой базы, специальных условий, финансирования, активно обсуждаются, то о социальных проблемах практически ничего не сказано, а их достаточно много и связаны они в первую очередь с нашим отношением к людям с ограниченными возможностями здоровья, нашим отношением к обучению детей с особенностями в развитии в учреждениях образования.

Проблемы социального характера будут являться одной из основных. Вводя в учреждение инклюзивное образование, стоит задуматься – готовы ли педагоги, воспитанники и их родители принять в группе особенного ребенка?

Поэтому наравне с решением материально-технических и прочих проблем стоит отдельно уделить внимание проблеме формирования инклюзивной культуры в учреждении.

Под формированием инклюзивной культуры нужно понимать построение такого сообщества, в котором каждый чувствует, что ему рады, относятся доброжелательно. Воспитанники и педагоги относятся друг к другу с уважением. Всех детей одинаково ценят, ожидают от них высоких достижений. Сотрудники учреждения, дети и родители разделяют идеологию инклюзии. Педагоги стремятся преодолеть барьеры на пути обучения и полноценного участия всех учеников во всех аспектах жизни в детском саду.

Создание инклюзивной культуры детского сада включает формирование толерантного отношения к людям (больным, престарелым, людям иной национальности, других субкультур и т.д.); формирование умений обмениваться нужной информацией (знать язык жестов, учитывать при общении традиции других национальностей и т.д.); повышение культуры коммуникации (иметь навык общения в разной социальной среде, различных жизненных ситуациях, с людьми, испытывающими трудности при общении и т.д.).

Условия для инклюзии на сегодняшний день не достаточны. Поэтому надо предусматривать каждый шаг, анализировать условия, подбирать средства для реализации инклюзивной практики.

Создавая особые условия для «особых» детей, мы должны не нарушать принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности.

С целью выявления готовности наших педагогов и родителей к внедрению инклюзивного образования, было проведено анкетирование на тему: «Инклюзивная культура. Готовность принять особого ребёнка».

В анкетировании приняли участие педагогов 10 (100%) и 29 родителей (52%).

Подводя итоги анкетирования, можно сказать, что большинство участников анкетирования (96%) сталкивались с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Большинство опрошенных считают, что особенные дети должны обучаться в общеобразовательных учреждениях (82%),   специальных учреждениях 18% (педагоги), большинство родителей считают в специальных учреждениях 86% (родители), что и говорит о том, что нам еще не совсем понятны основные принципы инклюзивного образования. Мы все еще придерживаемся прежних взглядов на обучение особых детей.

Наибольшие трудности в работе, по мнению педагогов и родителей, вызовут дети с нарушением интеллекта (97 % опрошенных).

Но, в тоже время, к тому, что ребенок будет посещать наш детский сад, педагоги отнеслись положительно (100%), 20% родителей ответили «Отрицательно», 41% «Положительно», 39% родителей ответили «Мне безразлично».

90%  опрошенных педагогов считают, что ничего плохого не случится, если особый ребенок будет находиться совместно с обычными детьми, но 46% считают, что родители не захотят приводить своих детей в группу. 74% родителей считают, что особенный ребёнок будет тормозить обучение всей группы, 26% считают, что ничего плохого не случится.

На вопрос «Что хорошего в том, что особенный ребёнок будет находиться в обычной группе детского сада?», 81% педагогов считают, что дети научатся оказанию помощи такому ребёнку, 19% что дети научатся сочувствию. 89% опрошенных родителей считают, что  хорошо то, что особенный ребёнок будет с обычными детьми, 11% не видят в этом ничего плохого.

Данные анкетирования показали, что педагоги нашего учреждения готовы  принять ребенка с ограниченными возможностями здоровья,  а родители пока ещё нет, так как, в основном, реально не сталкивались с этим

Поэтому на наш взгляд создание инклюзивной культуры является фундаментальной основой развития инклюзии в целом, устраняет социальные и культурные барьеры, которые препятствуют включению детей с особенностями в развитии в образовательный процесс.

Можно создать идеальные условия обучения и воспитания здоровых детей и детей с особыми образовательными потребностями, но исключить человеческий фактор невозможно.

Инклюзивная культура – важнейшая составляющая инклюзивного образования. Её несформированность отрицательно сказывается на всем образовательном процессе.

Формирование инклюзивной культуры в детском саду – процесс  длительный и многогранный, требующий активного взаимодействия всех участников образовательного процесса, который  позволит  широко распространять практику инклюзивного образования, а также повысит уровень компетентности родителей и привлечет их к сотрудничеству в вопросах реализации инклюзивного образования.

Организуя  инклюзивное образование в детском саду, стоит помнить, что инклюзия – это не ущемление прав здоровых детей в пользу детей с ограниченными возможностями здоровья, а следующая ступень развития детского сада, когда образование становится реальным правом для всех.

И в заключении хочется отметить, что одна из главных моральных ценностей, которую мы должны воспитывать в себе и постоянно руководствоваться ей - умение принимать человека таким, какой он есть.

 

Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования:

-Концепция развития инклюзивного образования лиц с  особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.

-План мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь

-Рекомендации в области психолого-педагогического и организационного обеспечения развития инклюзивного образования в государствах-участниках СНГ и его эффективных образовательных практик, разработанные рабочей группой Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ

- Республиканский ресурсный центр Института инклюзивного образования БГПУ,

сайт отдела специального образования asabliva.by

Родителям не всегда просто объяснить ребёнку, почему некоторые люди не могут ходить или разговаривать. А ещё сложнее сформировать доброе и непредвзятое отношение к ним. На сайте учреждения  размещены мультфильмы о детях с особенными потребностями и помогут справиться родителям с этой задачей. 

          «Кастрюлька Анатоля» — французский мультфильм, с помощью метафоры (кастрюльки, которую вынужден постоянно носить с собой главный герой) рассказывающий о том, как непросто бывает жить людям, непохожим на других. 
http://bit.ly/2lBIXJe
           Scarlett Contra el Cancer — очень добрый ролик о девочке, мечтающей танцевать, и сложностях, встречающихся на пути к этой мечте. http://bit.ly/2k4GZ3v
  Мультик «Про Диму» создан на основе одноимённой книги Натальи Ремиш, автора проекта «Детям о важном», и рассказывает о том, что каждый человек в этом мире особенный. http://bit.ly/2kkIGtX
   Tamara — короткометражный мультфильм, ещё одна история о девочке-танцовщице и о том, как важна поддержка окружающих. http://bit.ly/2lHAkN0
  «Мой братик с Луны» — мультфильм, созданный Фредериком Филибером, которого вдохновил его сын-аутист. Рассказчиком выступает сестра мальчика. Она рассказывает о жизни брата и о том, каким он видит окружающий мир. Ролик озвучен на французском, но русские субтитры решают эту проблему. http://bit.ly/2m3TXPM

В учебной программе дошкольного образования начиная со старшей группы в образовательной области «Ребенок и общество» прописаны задачи, в рамках которых воспитателям следует проводить  работу по формированию инклюзивной культуры у воспитанников:

- формировать (развивать) умения: самостоятельно определять и называть эмоциональные и физические состояния сверстников и взрослых (огорчение, болезнь, усталость); понимать трудности, которые возникают в жизни людей с инвалидностью, пожилых людей, проявлять к ним внимание и заботу; замечать и приводить примеры гуманного отношения к окружающим людям из жизни, произведений художественной литературы;

- воспитывать культуру толерантности (уважения достоинства всех без исключения людей, терпимость по отношению к другим, к сверстникам и взрослым другой национальности, беженцам, инвалидам).

Для формирования в детском сообществе учреждения инклюзивной культуры и реализации учебной программы дошкольного образования воспитателями старшей группы и специалистами учреждения используются следующие формы работы:

-беседы (положительный эффект производят истории о инвалидах и то, как влияет на них негативное к ним отношение; в ходе проведения бесед дети знакомятся с достижениями инвалидов (победы на параолимпийских играх, музыкальных и художественных конкурсах);

-использование серии игр «Мир детства» «Уроки нравственности» (в ходе игр дети знакомятся с нравственной стороной окружающего мира, на доступном уровне осваивают морально-этические нормы и правила);

-чтение художественной литературы (В.Катаев «Цветик – семицветик», Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик», «Гадкий утенок», П.П. Ершов «Конек-горбунок», Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»,

Предлагаем вам посмотреть и другие формы работы, которые используют воспитатели для формирования инклюзивной культуры:

-решение проблемных ситуаций;

-проведение занятий в рамках образовательных областей «Ребенок

и общество», «Художественная литература»;

-использование элементов ТРИЗ – технологии (эмпатия, круги Луллия,  игры: «Да- нет», «Верно-неверно»;

Все эти методы помогают понимать детям трудности, которые возникают в жизни людей с инвалидностью, учат проявлять к ним внимание и заботу, оказывать посильную помощь, формируют гуманное отношение к людям с ОПФР.

Раздзелы сайта