ПРОЕКТ
«Лаборатория неживой природы»
первая младшая группа
воспитатель дошкольного образования
Шалкевич Л.И.
Проект «Лаборатория неживой природы»
первая младшая группа
Актуальность: Один из принципов учебной программы дошкольного воспитания говорит о необходимости осуществления образовательной деятельности в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего, в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Цель проекта:
•развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
Задачи проекта:
- обогащать представления малышей об объектах неживой природы;
-знакомить с различными свойствами веществ ( плавучесть, растворимость.);
- создавать предпосылки формирования у детей практических и умственных действий;
- развивать внимание, зрительную, слуховую чувствительность;
Тип проекта: информационно-исследовательский
Длительность проекта: 2 недели
Участники: воспитанники первой младшей группы, родители, воспитатели.
Ожидаемые результаты:
•вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
•обогатить представление малышей об объектах неживой природы;
•обогатить предметно – развивающую среду в группе.
Проблема: Как познакомить детей с неживой природой?
Реализация проекта:
Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста по данному направлению запланировала 2 раза в неделю по 10-15 минут.
Работа проводится в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
I этап проекта: подготовительный
1. Подбор методической литературы.
2. Составление плана проектной деятельности.
3. Оформление картотеки опытов с водой, песком.
4. Привлечение родителей к пополнению оборудованием «центра экспериментирования».
Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком, воздухом.
Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, кисточки, краски, губки, воронки, предметы из разных материалов, пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
II этап проекта: основной
Работа с детьми
Вода
1. «Поплывет или утонет»
Цель опыта: развитие наблюдательности, мелкой моторики, освоению навыков классификации предметов.
Необходимый инвентарь: предметы, тонущие в воде (камушки, ложки, винтики, пуговицы, и предметы, не тонущие в воде (мячик, деревянные дощечки, пластмассовые игрушки, емкость с водой.
Поставить перед ребенком тазик с водой и разложить все предметы. Пусть малыш кидает по очереди предметы в воду и наблюдает за ними.
2. "Выжми мочалку» "
Цель опыта : развитие мелкой моторики пальцев рук
Необходимый инвентарь: две емкости, поролоновая губка.
Одну емкость заполнить водой. Показать ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.
Предложить попробовать самому сделать то же самое.
3. «Водонос»
Цель опыта: ознакомление со свойствами вещества и понятием объема, развитие координации движений
Необходимый инвентарь: тазик с водой, пластиковый стакан, воронка, ложка.
Поставить перед ребенком тазик с водой. Рядом положить чайную ложку, столовую ложку, поварешку, ситечко, губку.
Предложить ребенку зачерпывать воду из тазика разными предметами и переливать в банке.
Сравните, в какой банке воды окажется больше.
Спросите, чем зачерпнуть вообще не получилось.
Измерять глубину воды в банках можно так, как это когда-то делали моряки: опуская в банку деревянную палочку (правда, у моряков был канат с грузом).
4. «Налил-вылил»
Цель опыта: развитие координации движения, расширение представления о свойствах вещества
Необходимый инвентарь: емкость с водой, один большой и один маленький стакан.
Поставить перед ребенком тазик с водой. Показать, как можно, зачерпывая воду одним стаканом, переливать ее в другой.
Предоставьте ребенку свободу действий.
5. «Волшебная кисточка"
Цель опыта: знакомство с получением промежуточных цветов путем смешения двух (красного и желтого – оранжевый; синего и красного – фиолетовый; синего и желтого – зеленый).
Игровой материал: Красная, синяя и желтая краски; кисточка;
Поставить перед ребенком стакан, предложить нанести кисточкой краску и промыть кисточку в стакане.
Работа с родителями
1. Первая неделя
Консультация- "Организация детского экспериментирования в домашних условиях "
Цель: познакомить с организацией детского экспериментирования в домашних условиях.
2. Вторая неделя
Памятка для родителей «Экспериментирование с водой».
Цель: познакомить с экспериментированием с водой дома
III этап: заключительный
Составление презентации проекта.
Литература:
1. Учебная программа дошкольного образования. Мн. Нац. институт образования.2012
2. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.
3. Интернет ресурсы
Проект
«Лаборатория любознательных ГНОМОВ»
вторая младшая группа
воспитатель дошкольного образования
Фунт Елена Викторовна
Проект «Лаборатория любознательных ГНОМОВ»
( вторая младшая группа)
Актуальность: современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески.
Все исследователи экспериментирования выделяют основную особенность познавательной деятельности детей: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.
Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.
Цель проекта:
- Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.
Задачи проекта:
- Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира;
- Знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость.);
- Развивать представления детей о некоторых факторах среды ( вода-переход в различные состояния). Расширять представление детей о значимости воды и песка в жизни человека;
- Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;
Основополагающий вопрос: Как познакомить детей с неживой природой?
Ожидаемые результаты:
- Вывести детей на более высокий уровень познавательной активности;
- Сформировать у детей уверенность в себе посредством развития мыслительных операций, творческих предпосылок и как следствие, развитие у детей личностного роста и чувства уверенности в себе и своих силах;
- Обогатить предметно – развивающую среду в группе;
Подготовительный этап:
- Подготовка материала, оборудования для экспериментов.
- Подбор загадок, стихотворений и игр для занятий.
Основной этап:
- Планирование занятий с детьми на время проекта.
- Планирование работы с родителями по экспериментальной деятельности.
Заключительный этап:
- Формирование картотеки по экспериментам с природным материалом.
- Оборудование в группе уголка для самостоятельного экспериментирования с природным материалом и оборудованием.
Реализация проекта:
Основываясь на анализе системы работы в дошкольном учреждении, условиях и подходах к экспериментированию, как средству развития познавательной активности детей я спроектировала свою последующую работу, где реализация поставленных задач осуществлялась в рамках специально организованной деятельностии и в режимных моментах.
Совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста организовывала 2 раза в неделю по 10-15 минут.
Работа проводилась в организованном в группе «центре экспериментирования» с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
После эксперимента не упускаю воспитательные моменты - дети самостоятельно наводят порядок на рабочем месте (почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом).
Оборудование центра экспериментирования: игровой материал и оборудование для опытно-экспериментальной деятельности с водой, песком.
Центр «Песок-вода»: емкости разного размера, мерные кружки, стаканчики, ложки, лейки, формочки, камешки, песок, вода, трубочки, мыло, трубочки для коктейля, воронки, предметы из разных материалов (резиновые мячики, игрушки, пластмассовые пуговицы и т.д.), пластмассовые стаканчики разной формы, величины, степени прозрачности.
По данному проекту предусмотрена также работа с родителями.
Памятка для родителей «Экспериментирование с водой» и консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
РАБОТА С ДЕТЬМИ.
1.Эксперимент «Таяние»:
Цель: развитие логического мышления (умозаключение) и формирование представлений детей о составе снега.
- Ребята, знаете ли вы, из чего состоит снег? (из воды) Проверим?
Дети накладывают в ведерки снег и уносят в группу. Ставят свои ведерки возле батареи.
(После того как разделись, помыли руки, возвращаются к ведеркам)
- Что произошло со снегом? (он растаял)
- Почему он растаял? (потому что в группе тепло)
- Что в ведерке осталось от снега? (вода)
- Значит снег состоит из..? (воды)
2.Эксперимент «Превращение»:
Цель: развитие логического мышления и формирование представлений детей о взаимодействии талого снега и холода.
Как вы думаете, что произойдет, если мы снова вынесем эту водичку на улицу?
(воспитатель выносит ведерко с растаявшим снегом на улицу)
После тихого часа, воспитатель приносит ведерко обратно.
- Что произошло с растаявшим снегом на улице? ( замерз)
- Во что он превратился? (в лед)
- Потрогайте, какой лед? (твердый, гладкий, холодный, прозрачный)
3. Беседа о камушках (при затруднении сопровождается демонстрацией рисунков):
Цель: обогащение словарного запаса и логического мышления.
- Где можно найти камушек? (на дороге, в речке, в море, в песке, в поле….);
- Каким бывает камушек? (большим, маленьким, черным, белым, тяжелым, легким, тердым и т.д.).
4. «Сортировка»
Цель: закрепление восприятия величины.
Необходимо разложить камушки по подносам: на правый – большие, на левый – маленькие.
5.«Тонет - не тонет»
Цель: закрепление восприятия веса, логического мышления (развитие способности производить умозаключения на основе полученных знаний).
- А что произойдет, если нам опустить в воду перышко? (будет плавать);
- Как вы думаете, почему оно плавает? (потому что легкое);
- А что произойдет, если нам опустить в воду камушек? (утонет);
- Почему он утонет? (потому что он тяжелый).
Воспитатель дает подержать на ладошках перышко и камушек, почувствовать что тяжелее, а что легче.
6. «Сухой- влажный»
Цель: формирование тактильного восприятия песка: сухой – влажный.
- Каким стал камушек, когда мы достали его из воды? (мокрый, сырой, влажный);
Затем воспитатель дает в руки детям полотенце, чтобы вытереть камушки.
- Сейчас каким стал камушек? (сухим).
7.«Мягкий - твердый»
Цель: расширение словарного запаса (мягкий, твердый), мелкой моторики пальцев рук.
- Ребята из чего мы можем слепить шарик? (снега, глины, пластилина);
Воспитатель раздает каждому ребенку кусочек пластилина и предлагает помять его и скатать из него шарик.
8. «Почему песок хорошо сыплется?»
Цель: выделение свойства песка и глины: сыпучесть, рыхлость.
Игровой материал: Емкости с песком и глиной; емкости для пересыпания; лупа, ширма, сито.
Ход игры: Взрослый предлагает детям наполнить стаканчики песком, глиной, рассмотреть и угадать их по звуку пересыпаемых веществ. Выясняют, что лучше всего сыпалось (песок), и проверяют, пересыпая вещества из станина в стакан. Затем высыпают песок в большую емкость горкой и смотрят, что происходит (песок остается в виде горки с ровными краями). Таким же образом всыпают глину и определяют, одинаковые ли получилась горки (горка из глины неровная). Выясняют, почему горки разные (частички песка все одинаковые, глины — все разной формы, размера). Дети с помощью лупы рассматривают, из чего состоит песок, как выглядят песчинки; как выглядят частички глины; сравнивают их (песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу; частички глины мелкие, очень тесно прижаты друг к другу). Дети просеивают песок и глину через сито и выясняют, одинаково ли хорошо проходят через него частички песка и глины и почему. Рассматривают песочные часы и уточняют, можно ли сделать глиняные часы (нет, частички глины плохо сыплются, прилипают друг к другу).
9.«Вот какой песочек»
Цель: закрепление знаний детей о свойства и особенностях песка.
Материал: Тазик с сухим речным песком, коллекция камушков, набор игрушки из kinder-яйца, лейка с водой, классическая музыка со звуками реки.
1.Отгадайте загадку:
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (песок)
Расскажите, каким бывает песочек? (сухой, влажный, сыпучий, коричневый, речной, морской…). «Сюрприз»
Цель: формирование тактильного восприятия сухого песка.
Ребята, в песочке всегда можно что-то найти, давайте вместе с вами посмотрим, что же он сегодня для нас припрятал. (В песке можно спрятать камушки, игрушки из kinder-яйца, бусинки и т.д.).
Дети ищут сюрприз в тазике с сухим песком. По ходу поиска, воспитатель беседует:
- Какой у нас песочек? (сухой, сыпучий, речной, легкий и т.д.);
- Как можно играть в песок? (копать, насыпать в ведерки, формочки, просеивать через сито, лепить пирожки…);
- Скажите, а из нашего песка можно слепить пирожки? Попробуйте.
- Почему не получается? Потрогайте, наш песочек сухой или влажный? (сухой, сыпучий)
- Что нужно сделать, чтобы наш песочек стал влажным? (налить воду)
Воспитатель наливает воды в песок, так чтобы он стал влажным и пригодным для лепки.
- Каким стал песочек? (влажный, тяжелый, мокрый, несыпучий…).
«Следы ручек»
Цель: формирование представлений об особенностях влажного песка.
Ребята, смотрите, на влажном песке можно оставлять следы. Возьмите свои камушки (или игрушки из kinder-яйца, бусинки и т.д.) и оставьте на песке следочки от них.
Снова попробуйте слепить из песка пирожки и фигурки. Получается?
Вывод: Как вы думаете, почему из сухого песка не получилось слепить пирожки и фигурки, а из влажного получилось? (потому что сухой песочек сыпучий, а влажный липкий).
«Эти забавные рисунки» (эксперимент сопровождается классической музыкой со звуками реки).
Цель: развитие воображения, восприятие величины.
Чем еще мы может оставлять следы на песке? (рукой, пальчиком, кулачком, стаканом, карандашом, палочкой и т.д.).
Воспитатель оставляет свой отпечаток ладошки (кулачка, пальчиков…) и предлагает детям проделать тоже самое.
Кто оставил на песочке
Эти разные следочки?
Наши детки тут играли
Свои ручки рисовали…
Беседа:
- Где большие отпечатки, а где маленькие?
- На что похожи наши отпечатки?
- Что нужно дорисовать, чтобы получился петушок, рыбка, солнышко….?
"Мокрый песок принимает любую нужную форму".
Предложить набрать в кулачок горсть песка и выпустить его маленькой струйкой. Что происходит с сухим песком? (Он сыплется). Давайте попробуем построить что-нибудь из сухого песка. Получаются фигурки? Попробуем намочить сухой песок. Возьмите его в кулачок и попробуйте высыпать. Он также легко сыплется? (Нет). Насыпьте его в формочки. Сделайте фигурки. Получается? Какие фигурки получились? Из какого песка удалось сделать фигурки? (Из мокрого).
Вывод: О чём мы сегодня узнали? Из какого песка можно сделать фигурки? (Из мокрого).