Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Из опыта работы

Е.М.Тарасова

Познаём мир через любовь к природе

 

В данной работе предоставляется опыт проектной деятельности по познавательному развитию детей через бережное отношение к природе. Адресуется воспитателям, руководителям дошкольного образования, родителям.

         Развитие познавательного интереса дошкольника подразумевает собой постепенное обогащение опыта, насыщение этого опыта новыми знаниями и сведениями об окружающем мире. Чем больше перед ребёнком открывающихся сторон окружающей действительности, тем шире его возможности для возникновения и закрепления устойчивых познавательных интересов. Многое из того, что окружает людей, в детстве кажется непонятным и загадочным. Дети с высокой познавательной активностью не ждут, пока им все детально объяснят взрослые. Они предпринимают шаги, чтобы сделать собственные открытия и расширить представления о мире.

         Природа является важнейшим средством воспитания и развития ребенка. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия.

         При организации познавательной деятельности воспитанников, чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить их знания, наибольший эффект, как показала моя практика, дает проектная деятельность.

Проект позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы. Данный метод дает возможность развивать индивидуальную и коллективную деятельность детей, расширять их опыт общения, дает возможность осуществлять педагогу личностно-ориентированный подход к каждому ребенку.

Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в том, что он открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром; является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей; один из методов, выводящий педагогический процесс из стен детского сада в окружающий мир, природную и социальную среду.

На начальном этапе любого проекта вместе с детьми наблюдаем за природными объектами и явлениями природы. У детей формируется положительное эмоциональное состояние, мотивация к познанию. Наблюдения проводятся ежедневно, согласно картотеки наблюдений при реализации мини-проектов. Наблюдаем, как меняется цвет неба в различную погоду, как разнообразны по своей форме облака (проект «Наш невидимый друг-воздух»); за животными, насекомыми, птицами, за явлениями живой и неживой природы (проект «От весны до весны»). Сравниваем деревья, кустарники (время смены окраса листьев, появление почек), птиц между собой (внешний вид, повадки, зимующие, перелётные, пролётные).

         Самое главное при этом— собрать детей и сконцентрировать их внимание. Всегда подбираю вопросы по теме, стараюсь подвести к правильным ответам. Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких-либо специальных приемов. 

         Для того, чтобы знания детей о природе были осознанными, я с детьми использую несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растений и уточнить эти знания, я проводила с детьми такой опыт: помещала два одинаковых растения в разные условия (одно – в теплое место, а другое - в прохладное) и в течение нескольких дней наблюдали с детьми за изменениями в их развитии). Так, с помощью дыма из дымохода и султанчиков на прогулке вместе с детьми мы определяли направление ветра, знакомились со свойствами воздуха. Интересные опыты проводили также с водой, песком, солью, глиной, при выращивании зелени (репчатого лука), комнатных растений.

         В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы. Такие действия побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.

При проведении наблюдений, опытов с целью развития познавательных интересов использую игровые проблемные ситуации. При этом организовываю процесс наблюдения, опыта так, чтобы учить детей сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения. Очень эффективны игровые ситуации с различным природным материалом (овощи, фрукты, цветы, семена, сухие плоды), которые максимально приближают детей к природе, и всегда вызывают живой интерес и активное желание познать, «докопаться» до истины. Например: «Детки на ветке», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение» и т. д.

Неотъемлемой частью любого проекта является детское экспериментирование. К примеру, при реализации исследовательского проекта «Наш невидимый друг-воздух», ставили эксперимент с мыльными пузырями. Для этого требуются трубочки для коктейля и мыльный раствор. Дети пускают пузыри, наблюдая свойства — летучие, легкие, наполнены воздухом, который выдыхаем. Играем: «У кого самый большой мыльный пузырь?», «Чей ярче?». Провожу опыты с надуванием шариков, мешочков.

         В процессе работы я поняла, что проектная деятельность вызывает огромный интерес у детей. Предметно-развивающая среда выступает мощным стимулятором личностного развития ребенка и способна провоцировать его к познавательно-исследовательской деятельности. Самое главное в работе с детьми – личная убежденность педагога, умение заинтересовать, пробудить у детей желание любить, беречь и охранять природу.

         В ходе проектной деятельности дошкольники получают развитие познавательных процессов. Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребенка.

                                             СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Абрамчик, С.А.Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников в учреждении образования/С.А.Абрамчик.-Гродно, 2020.-12 с.

2.Учебная программа дошкольного образования/-Минск: Национальный Институт Образования, 2019.-357 с.

  1. Павлов С.Б. Организация познавательно-практической деятельности детей дошкольного возраста: Из опыта работы дошкольных учреждений. – Мозырь: ООО ИД «Белый Ветер», 2005

Приложение 1

Конспект занятия по образовательной области: «Ребенок и природа»

Тема: «Живая и неживая природа. Воздух»

Программные задачи: продолжать знакомить детей с доступными их пониманию связями в неживой и живой природе, дать первоначальное понятие о воздухе, его свойствах и назначениях, формировать умение решать познавательные задачи с помощью опытов и логических рассуждений, развивать наблюдательность, зрительную память, любознательность, развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта, воспитывать любовь к природе, воспитывать аккуратность при работе с водой.                                      

Ход занятия:

Дети стоят в кругу, на коврике.

Воспитатель: Наши умные головки будут думать много, ловко.                                                                                                      

                       Ушки будут слышать, ротик четко говорить.                                                                                

                       Ручки поработают, ноженьки потопают.                                                      

                       Спинки выпрямляются, ну, а детки улыбаются.                                                           Ребята, сегодня мы с вами поговорим о природе, послушайте стихотворение:  

           Вот на земле огромный дом.

          Под крышей голубой.    

           Живут в нем солнце, дождь и гром,

           лес и морской прибой.

           Живут в нем птицы и цветы,

           веселый звон ручья.

           Живешь в том светлом доме ты

           и все твои друзья.

           Куда б дороги не вели,

           всегда ты будешь в нем.

           Природою родной Земли зовется этот дом.

Воспитатель: А что такое природа? (Ответы детей). Правильно это – цветы, реки, деревья, растения, человек, животные, воздух, вода, горы, камни, звезды планеты и многое другое то, что создано природой. А почему вы не назвали дома, машины? (Ответы детей). Правильно, потому что все это создано человеком, а не природой. Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и неживой природы. Мир живой природы - это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца, без питания. Живая природа - это все, что растет, дышит, питается, развивается.                                                                                                                       Неживая природа - это все то, что не дышит, не растет, не развивается. Это все, что нас окружает - звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух и др. (показывает картинки). И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Воспитатель: сейчас мы попробуем изобразить картину и назвать, где здесь живая и неживая природа.

В этом нам помогут загадки-подсказки:

Ты весь мир обогреваешь и усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце, а зовут тебя все ...(Солнце)

Белые овечки по небу гуляют.
Соберутся в стаи-солнце закрывают (Облака.)

Не девочка – с сережками, не книжка, а с листочками…(Дерево)
Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна)

Вода не размочит, не съест его пламень.

Нож, саблю наточит, зерно мелет (Камень)

 

Воспитатель: Мы с вами сказали, что живые организмы не могут жить без неживой природы. А без воды, тепла, света и ухода не может выжить не один живой организм, а значит и мы с вами. А без чего еще не могут жить люди и живые организмы, вы узнаете, отгадав мою загадку:

Через нос проходит в грудь и обратный держит путь.

Он невидимый, но все же без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать, чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час, но невидим он для нас!

 

Дети: Воздух!

Воспитатель: Правильно, это воздух! Это то, чем мы дышим, без воздуха на нашей планете была бы невозможна жизнь. Мы с вами дышим постоянно, даже во сне. А кто еще дышит кроме человека? Верно растения, животные, птицы, рыбы. Давайте положим руку на грудную клетку, сделаем вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась и легкие наши наполнились воздухом). А когда мы выдыхаем, грудная клетка опускается, из легких выходит воздух.                                              

Стук в дверь.                                                                                                                                              Появляется Карлсон с воздушным шариком. - Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать? Мне сказали по секрету, что у вас тут самые умные дети и могут меня научить всему интересному.                                                     Воспитатель: Мы с ребятами говорим о природе. И хотим исследовать воздух и побольше узнать о нем.

Карлсон: Воздух? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух! А вы, ребята? Какой он? Кто знает?                 Воспитатель: Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?

Дети: Нет, не видим.

Воспитатель: Раз мы его не видим, значит, какой воздух?

Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.

Карлсон: Вот-вот! Невидимый! Значит, его и нет вовсе!

Воспитатель: Погоди, погоди! Я вот тоже воздух не видела, но знаю, что он всегда вокруг нас!

Карлсон: Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть!

Воспитатель: Ребята, давайте докажем Карлсону, что воздух всё-таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?

Дети: Да.

Опыт 1. С полиэтиленовым пакетом

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель: Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в пакете. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух себе на лицо. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, он не имеет цвета- бесцветный, чтобы его увидеть, его надо поймать. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в пакете, а потом выпустили.

Карлсон: теперь я точно знаю, что мой шарик не пустой, там тоже есть воздух. А интересно внутри людей есть воздух?

Воспитатель: Как вы думаете, ребята. Давайте проверим?

Опыт 2. Воздух в человеке. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Карлсон: Понятно. Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос?

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики.                                                                                

Физкультминутка.                                                                                                                     Мы вдохнули глубоко, дышим мы легко, легко.                                                                     Плавно руки вверх подняли и кистями помахали.                                                                     Руки мы к кистям прижали и локтями повращали.                                                           Сделали по пять прыжков и к работе вновь готов.                                                                  

Воспитатель: А сейчас закройте все глаза (брызгает дезодорантом). Что вы чувствуете? (приятно пахнет). Значит воздух помогает нам ощутить запахи, ароматы. А теперь поиграем в игру «Чудесный сундучок»                                                                                Я загадываю загадку, о том, что лежит в сундучке. Вы должны отгадать и ответить на вопрос, используется ли воздух при работе этого предмета?       Загадки:                                                                                                                                          Он с хоботом резиновым, с желудком парусиновым.                                                           Как загудит его мотор, глотает он и пыль и сор (пылесос).

Маленький, удаленький, громко кричит (свисток).

Говорит она беззвучно, а понятно и нескучно.                                                                                 Ты беседуй чаще с ней- станешь вчетверо умней (книга).

Угадай, кто ветром дует и над головой колдует?                                                                 Смыв с волос густую пену, сушат их все люди (феном).

Кинешь в речку –не тонет, бьешь о стенку – не стонет.                                           Будешь на землю кидать -станет к верху летать (мяч).

А сейчас давайте вспомним, что относится к живой природе (растения, животные, насекомые, рыбы.) А к неживой природе (звезды, луна, планеты, солнце, горы, вода, камни, воздух). А что мы узнали про воздух, какой он? Невидимый. Воздух есть везде, у него нет цвета – бесцветный, прозрачный.                                                     Молодцы ребята, вы славно потрудились.                                                                                                                                    А еще воздух нам помогает в играх.                                                                         Надуваются, летят. Раздуваются, блестят.                                                                          Один пониже, другой повыше. С ними нам играть не лень.                                             Мы б играли целый день! (мыльные пузыри).

Карлсон принес нам в подарок мыльные пузыри и сейчас мы с ними поиграем.

Карлсон: Ой здорово, спасибо вам, ребята. Вы меня многому научили, а теперь мне пора, до свидания.

 

 

 

 

 

Подвижная игра как одно из средств здоровьесберегающих технологий

                                                                               Беспалая Вера Васильевна,

                                                                                воспитатель высшей категории

В данной работе обобщается практический опыт использования подвижных игр при проведении занятий, как одно из ведущих средств здоровьесбережения. Адресуется воспитателям, руководителям дошкольного образования, родителям.

 

            Охрана здоровья детей является важнейшей социальной задачей, так как состояние подрастающего поколения определяет будущее нашего общества. Уровень развития государства характеризуется не только техническим и экономическим потенциалом, но и продолжительностью жизни населения, здоровьем детей и подростков.

Тревогу общественности вызывает то, что в последние годы наблюдается рост заболеваемости детей дошкольного возраста, причем показатели заболеваемости ухудшаются как в целом, так и по основным группам здоровья. Поэтому в дошкольных учреждениях вопросы охраны здоровья детей становятся всё более актуальными. Необходим поиск новых подходов в вопросах оздоровления детей, базирующихся на мониторинге, учёте и использовании особенностей организма ребёнка, индивидуализации профилактических мероприятий, создании здоровьесберегающих условий.

Ребёнок по своей природе готов постоянно двигаться, в движении он познаёт мир. Двигательной активностью следует управлять, создавая мотивацию к движениям. Задача дошкольного учреждения и семьи - развивать активность детей, всячески её поощрять, добиваться высокой культуры движений, т.е. координации, скорости, силы, ловкости, выносливости.

Поскольку игра в детском возрасте является ведущим видом деятельности, то желательно организовать её таким образом, чтобы она включала обучающие, дидактические задачи, носила соревновательный характер или имела своей целью выполнение каких-либо заданий.

По-прежнему недооценивается значение подвижных игр как основного средства комплексного развития ребенка - его физических, интеллектуальных и психологических качеств, воспитанию у детей воли, смелости, настойчивости, выдержки, решимости.

Представленный опыт работы поможет педагогам дошкольных учреждений более широко использовать подвижные игры как средство здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

        Цель: использование  здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе через систему подвижных игр.

Задачи:

*  предупреждение утомляемости детей в специально организованной деятельности;

* развитие физических качеств дошкольников;

* активизация внимания, памяти, мышления.

Использование подвижных игр в педагогическом процессе предполагает строгое соблюдение дидактических принципов доступности, систематичности, последовательности, активности, сознательности. Для каждой возрастной группы игры необходимо подбирать в соответствии с принципом преобладающего вида движений: ходьбы, бега,  прыжков или лазания. Подвижные игры имеют большое значение в воспитании навыков общения, развитии взаимоотношений детей в группе детского сада. Особо этот момент важен в настоящее время, когда большинство детей по причинам безопасности лишены возможности участвовать в дворовых играх. При правильной организации занятий, с учетом возрастных особенностей и физической подготовленности занимающихся, подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы, на формирование правильной осанки у детей, а также повышают функциональную деятельность организма. Они в большей степени способствуют воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости, и, что немаловажно, эти физические качества развиваются в комплексе.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты. Это игры, построенные на необходимости мгновенных ответов на звуковые, зрительные, тактильные сигналы, игры с внезапными остановками, задержками и возобновлением движений, с преодолением небольших расстояний в кратчайшее время.

Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, быстрый переход участников от одних движений к другим способствуют развитию ловкости.

Для воспитания силы хорошо использовать игры, требующие проявления умеренных по нагрузке, кратковременных скоростно-силовых напряжений.

Игры с многократными повторениями напряженных движений, с постоянной двигательной активностью, что вызывает значительные затраты сил и энергии, способствуют развитию выносливости.

Совершенствование гибкости происходит в играх, связанных с частым изменением направления движений.

Увлекательный игровой сюжет вызывает у участников положительные эмоции и побуждает их к тому, чтобы они с неослабевающей активностью многократно проделывали те или иные приемы, проявляя необходимые волевые качества и физические способности.

Функция внимания у дошкольников еще недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой. В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных свободных простых движений, причем в работу вовлекаются больше мышечных групп. Простота и немногочисленность правил игры обуславливаются недостаточной устойчивостью внимания и относительно слабо развитыми волевыми качествами дошкольников.

Подвижная игра, требующая творческого подхода, всегда будет интересной и привлекательной для ее участников. Эти игры чаще всего используются на занятиях по художественной литературе, в образовательной области «Ребенок и природа».

Соревновательный характер коллективных подвижных игр также может активизировать действия игроков, вызывать проявление решительности, мужества и упорства для достижения цели. Однако необходимо учитывать, что острота состязаний не должна разъединять играющих. В коллективной подвижной игре каждый участник наглядно убеждается в преимуществах общих, дружных усилий, направленных на преодоление препятствий и достижение общей цели. В зависимости от качества выполнения роли тот или иной участник подвижной игры может заслужить поощрение или, наоборот, неодобрение товарищей; гак дети приучаются к деятельности в коллективе.

Кроме того, занятия играми вырабатывают координированные, экономные и согласованные движения; игроки приобретают умения быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что важно в жизни. Игра оказывает большое воздействие на формирование личности: это такая сознательная деятельность, в которой проявляется и развивается умение анализировать, сопоставлять, обобщать и делать выводы. Занятия играми способствуют развитию у детей способностей к действиям, которые имеют значение в повседневной практической деятельности, в самих занятиях играми, повышают активность детей на занятиях.  Для себя я классифицировала подвижные игры, которые применяю на занятиях по образовательным областям.

В своей практической деятельности я  ввожу подвижные игры в качестве физкультминуток очень часто на всех занятиях. Подбираю игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами. Особенно эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятий, так как могут быть проведены в любой его части, в любое, по-моему усмотрению, время.

       В процессе специально организованной деятельности  мною применяются разные виды подвижных игр: физкультминутки, игры в животных, игры на внимание, игры-соревнования (дети делятся на группы, команды и выполняют условия игры).

          На занятиях по образовательным областям «Ребенок и общество», «Ребенок и природа», «Художественная литература» я чаще всего использую сюжетные подвижные игры. Игры этого вида строятся на основе опыта детей, имеющихся у них представлений и знаний об окружающей жизни, профессиях (летчик, пожарный, шофер и т. п.), средствах транспорта (автомобиль, поезд, самолет), явлениях природы, образе жизни и повадках животных и птиц. Сюжет игры и правила обуславливают характер движения играющих. Движения носят имитационный характер. Дети начинают, прекращают или изменяют движения в соответствии с правилами игры.

Подвижные игры "Найди себе пару", "Чье звено быстрее построится", "Придумай фигуру", «Скорый поезд», «Море волнуется», целью которых является умение ориентироваться в пространстве, находить своё место, преодолевать чувство страха,  я использую на занятиях по формированию элементарных математических представлений.

          Учитывая то, что каждая игра должна давать наибольший двигатель­ный и эмоциональный эффект, я не подбираю игры с незнакомыми детям движениями, чтобы не тормозить игровые действия.

         Чтобы собрать внимание детей и настроить их на работу на занятиях по изобразительному искусству я использую следующие игры: «Зернышко», «Морская волна», «Кто ходит и летает?». Эти упражнение помогают детям будоражить фантазию, отбирать наиболее выразительные жесты, быть кратким и точным в изложении своих мыслей.

         При проведении занятий по образовательным областям «Развитие речи и культура речевого общения» и  “Развіцце маўлення і культура маўленчых зносін” я очень часто провожу хороводные игры.  “Карусель “, “Дети и петух”,  «Заря-зарница».Эти игры способствуют четкому произношению слов, развитию слухового восприятия, обучают детей двигаться в соответствии со словами.

Распределение ролей использую как удобный момент для воспитания поведения детей. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение, как доверие, как уверенность воспитателя в том, что ребенок выполняет важное поручение.

Огромный эффект имеет обыгрывание атрибутов. Например, я надеваю маску-шапочку: "Смотрите, дети, какой большой косолапый мишка пришел к вам играть...", или: "Сейчас я кому-нибудь надену шапочку, и у нас будет зайчик... Ловите его!” Или: "Угадайте, кто прячется за моей спиной?" - говорю я, манипулируя звучащей игрушкой.

На мой взгляд, моя практическая помощь и материалы из опыта работы с детьми по формированию двигательных качеств дошкольника через систему подвижных игр окажутся полезными для педагогических работников детских учреждений.

 

 

 

Разделы сайта