Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Советы дефектолога

Как правильно развивать речь ребенка в 3–4 года?

      С 3 до 4 лет речевым развитием ребенка родители могут заниматься самостоятельно, не обращаясь к логопеду. При наличии сильных дефектов речи в этом возрасте можно посетить стоматолога, который может определить наличие таких факторов, нарушающих правильное произношение, как неправильный прикус или короткая уздечка. Что касается обычных недостатков детской речи, их можно исправлять без профессиональной помощи. Когда ребенок произносит какое-либо слово неправильно, взрослым необходимо ненавязчиво исправлять его. Делать это удобнее всего с помощью вопросительных фраз: лучше не говорить малышу прямо, как должно произноситься слово, а просто переспросить его, употребив это слово правильно. Также родителям и близким необходимо следить за собственной речью. Не следует употреблять слова-«паразиты», а также использовать много уменьшительно-ласкательных форм. Лучше изначально произносить слова правильно, чтобы ребенок запоминал и повторял их так, как они и должны звучать. Для полноценного развития речи ребенку 3–4 лет обязательно нужно читать как можно больше сказок и стихотворений. При этом важно обсуждать с малышом прочитанное: задавать ему вопросы про сюжет и героев произведения, тем самым провоцируя на пересказ. В этом возрасте дети очень хорошо запоминают стихи и песни, а их разучивание поможет не только улучшить произношение ребенка, но и будет хорошим упражнением для развития памяти. Кроме того, необходимо прививать ребенку любовь к творчеству и рукоделию. Развитие речи детей 3 лет находится в прямой зависимости от мелкой моторики, поэтому если ребенок играет с мелкими предметами, его речь будет совершенствоваться активнее. С малышом можно заниматься лепкой из глины или пластина, плести бусы, учить его завязывать шнурки или делать аппликации.

Пальчиковая гимнастика и речевое развитие ребенка

       Все движения организма и речевая моторика  имеют единые механизмы, поэтому развитие мелкой моторики руки благотворно сказывается на развитии речи ребенка. В фольклоре существует масса потешек, в которых сочетаются речь и движения рук. Чтобы малыш хорошо говорил, нужно научить его играть пальчиками.

        Упражнения для пальчиков нужно превратить в увлекательную игру, укрепляющую и развивающую не только речевой аппарат, но и мозговую деятельность, такие психические процессы, как внимание, память, воображение, речь. В этом , конечно же, нам помогут игрушки и различные предметы домашнего обихода.

    Какие же игры и упражнения наиболее полезны на каждой возрастной ступеньке? 

Игры и упражнения для развития

мелкой моторики

1-2 года

  Вначале второго года жизни большинство детей уже ходит. С освоения ходьбы начинается особый этап в развитии мозга и руки- этап бурного ознакомления с окружающим предметным миром.

  Речевой контакт открывает ребенку новый мир. Физическое и речевое развитие взаимообусловлены. К тому же замечено, что в сознании малыша данного возраста глубоко зафиксированными оказываются только названия тех предметов, которые прошли через его руку, его действия.

    Самые любимые игры- «пачкательные»: с песком, водой, глиной, а также рисование пальчиками на ярком подносе с песком (манкой); разворачивание погремушки, завернутой в бумагу; разрывание бумаги на мелкие клочки; игры с бинтом: скатать, размотать, намотать на карандаш; массаж ладоней с помощью грецкого ореха, шишки («Белкины гостинцы») и т.д.

                                                         «Золушка»

  Игра проводится только под присмотром взрослого. В миске смешивают белую и цветную фасоль. В две другие миски ребенок сортирует фасоль.

                                                           «Узоры»

  По образцу, сделанному взрослым, ребенок из счетных палочек выкладывает квадраты, треугольники, елочки, домики и др.

                                                       «Бассейн из пуговиц»

    В пластиковую емкость насыпают пуговицы, в которых ребенок пальчиками «купается». 

Сюжетные пальчиковые упражнения 

   «Пальчики здороваются»- подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).

  «Распускается цветок»- из сжатого кулака поочередно «появляются» пальцы.

  «Грабли» - ладони на себя, пальцы переплетаются между собой.

  «Елка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони углом друг к другу). Пальцы выставляются вперед, локти к корпусу не прижимаются.

   К этой группе также относятся упражнения, которые позволяют детям изображать транспорт и мебель, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. 

Пальчиковые упражнения в сочетании с

массажем кистей и пальцев рук 

   В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).

 «Помоем руки под горячей струей воды»- движение, как при мытье рук.

 «Надеваем перчатки»- большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.

 «Засолка капусты»- движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения  обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.

 «Согреем руки» - движения как при растирании рук.

 «Молоточек»- фалангами сжатых в кулак  пальцев правой руки «забивать» гвозди.

 «Гуси щиплют траву»- пальцы правой руки пощипывают кисть левой.

   Для более эффективного массажа кисти используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик. 

2- 3 года

   На третьем году жизни малыш и его руки по-прежнему в постоянном движении, в работе, в деятельности. Не зря К.И. Чуковский назвал детей от двух до пяти лет гениальными лингвистами. Они начинают узнавать, как устроен мир предметов и слов. Ребёнок идёт «от предмета». Предметы стимулируют его активность. Чем их больше в комнате, тем больше стимулов для детской мозговой (речевой и ручной) активности. Рисование, строительство, «ручные головоломки»- пазлы, помощь по хозяйству- вот чем заняты руки и мозг ребёнка данного возраста. 

    Пальчиковые кинезиологические упражнения – «гимнастика мозга»- предложены И. и Г. Деннисонами. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.

  «Колечко»- поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно: указательный, средний и т.д.

 «Кулак- ребро- ладонь»-  последовательно менять три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, ладонь на плоскости  стола (сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе).

 «Ухо- нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой- за левое ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

 «Симметричные рисунки»- рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные  рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т.д. Главное, чтобы ребёнок смотрел во время «рисования» на свою руку.

 «Горизонтальная восьмерка»-  нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза- сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

   Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки». 

                 «С добрым утром!»

 С добрым утром, глазки! (поглаживаем веки глаз»)

 Вы проснулись? («смотрим в бинокль».)

С добрым утром, ушки! (поглаживаем ушки.)

 Вы проснулись? (прикладываем ладонь к ушам)

С добрым утром, ручки! (поглаживаем кисти рук)

 Вы проснулись? (хлопаем в ладоши)

С добрым утром, ножки! (поглаживаем ноги)

 Вы проснулись? (притопываем.)

С добрым утром, солнце! (руки раскрываются навстречу солнышку)

 Я проснулась! (голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться) 

             «Учимся рисовать»

  На листе нарисуйте пунктирной линией простые фигурки большого размера. Дайте в руки ребёнку карандаш и вместе с ним по пунктиру обведите одну из фигурок. Следующие фигурки малыш должен обвести сам. Изображать на листе можно не только фигурки, но буквы и цифры. 

              «Верёвочка»

  В возрасте трёх лет ребёнку уже можно рассказывать о геометрических фигурах. Возьмите любую веревочку длиной около 50 см и вместе с ребёнком попробуйте сложить из неё круг, квадрат, треугольник, овал, расположите в виде зигзага и т.д.     

   «Цветные капли»

  Малыш по капле переносит воду из разных пузырьков в ячейки соответствующего цвета с помощью пипеток. Затем можно перенести воду наоборот. 

       «Часовщик»

  Перекладываем пинцетом бусины из чашки в миску и обратно. 

     «Собери машинку»

  Учить поэтапной сборке автомобиля с называнием каждой детали, способа сборки. Когда автомобиль будет собран, можно предложить ребёнку поиграть с ним, построить для него гараж, мост, ворота и др. 

    «Открой и закрой»

  Ребёнку предлагают несколько баночек с крышками разных размеров. Необходимо правильно подобрать крышки к банкам, открыть, закрыть. Проследите, чтобы малыш крутил крышки, а не банки. 

Пальчиковые игры

   Ну- ка, братцы, за работу! (Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого).

   Покажи свою охоту:

   Большаку дрова рубить,

   Печи все тебе топить,

   А тебе воду носить,

   А тебе обед варить,

   А тебе посуду мыть.

   А потом всем песни петь,

   Песни петь да плясать ( энергично шевелить всеми пальцами),

   Наших деток забавлять.

                         Повстречались два котенка: «Мяу – мяу!»

                         Два щенка: «Ав – ав!»

                         Два жеребенка: «Иго –го!»,

                        Два тигренка: « Р- р – р – р!»

                        Два быка: «Му –у!»

                       Смотри, какие рога.

   На каждую строчку соединять поочередно пальцы правой и левой рук, начиная с мизинца. На последнюю строчку показать рога, вытянув указательные пальцы и мизинцы.

   Кто зубы не чистит,

   Не моется с мылом ( пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами),

   Тот вырасти может

   Болезненным, хилым (ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка).

   Дружат с грязнулями

   Только грязнули ( пальцы рук соединены в замок),

   Которые сами

   В грязи утонули ( движение, имитирующее пловца).

   У них вырастают

   Противные бяки ( пальцы сжать в кулак, затем выпрямить, руки согнуть в локтях, ладони друг за другом около носа),

   За ними гоняются

   Злые собаки ( руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой руки).

   Грязнули боятся

   Воды и простуд,

   А иногда вообще не растут ( руки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх).

                             «Игрушки»

    На большом диване в ряд

    Куклы Катины сидят:

      (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.)

  Два медведя, Буратино,

  И веселый Чиполлино,

  И котёнок, и слонёнок

   (Загибают поочерёдно все пальчики.)

 Помогаем нашей Кате

 Мы игрушки сосчитать.

  (Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками). 

                              «Компот»

  Будем мы варить компот,

  Фруктов нужно много. Вот:

  (Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают».)

   Будем яблоки крошить,

  Грушу будем мы рубить.

  Отожмём лимонный сок,

  Слив положим и песок.

  (Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

  Варим, варим мы компот.

  Угостим честной народ.

  (Опять «варят» и «мешают».)              

 «Обувь»

 Как у нашей кошки на ногах сапожки.

 Как у нашей свинки на ногах ботинки,

 А у пса на лапках голубые тапки.

 А козленок маленький обувает валенки.

 А сыночек Вовка- новые кроссовки.

 (Загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших.)

 Вот так, вот так, новые кроссовки.

  («Шагают» по столу указательным и средним пальцем.) 

                  «Посуда»

 Девочка Алёнка порядок наводила,

( Сжимаем пальцы в кулачки и разжимаем их,)

 Девочка Алёнка кукле говорила:

 (Пальцы сжаты в кулак, большой палец поднят вверх сначала на правой руке, а затем так же на левой,)

 «Салфетки должны быть в салфетнице,

 масло должно быть в маслёнке,

 хлебушек должен быть в хлебнице,

 А соль- ну, конечно, в солонке».

 (Разгибаем пальцы поочерёдно от указательного до мизинца.)

Девочка Алёнка порядок навела.

( Сжимаем  ладошки вместе) 

                    «Осенние листья»

 Раз, два, три, четыре, пять,

(Загибают пальчики, начиная с большого),

Будем листья собирать.

(Сжимают и разжимают кулачки.)

Листья берёзы,

Листья  тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

(Загибают пальчики, начиная с большого.)

Маме осенний букет отнесём.

(«Шагают» по столу средним и указательным пальчиками). 

                  Также можно использовать следующие игры : запускать пальцами мелкие волчки; катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусины, шарики; собирать все пальцы в щепотку; нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусины на нитку, игры с конструктором, мозаикой, кубиками; игры с вкладышами; игры с песком, водой; резание ножницами.    

Разделы сайта