Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

консультации

ЧЕГО БОЯТСЯ НАШИ ДЕТИ?

         Откуда берутся детские страхи? Как с ними бороться? И всегда ли нужна эта борьба? 
   Что такое детские страхи? Почему они возникают и как их можно преодолеть?

    Есть страхи, основанные на собственном опыте ребенка: малыш, которого укусила собака, начинает бояться собак.

      Есть страхи, вызванные некомпетентностью: ребенок “по младости лет” еще не знает, как вести себя в присутствии посторонних людей, потому и боится чужих.

   Есть страхи, внушенные взрослыми. Это не только прямые угрозы (которые, конечно, никогда не выполняются): “Не будешь слушаться – отдам чужой тете!”, “Будешь плохо себя вести – милиционер заберет!”. Гораздо чаще “внушенные” страхи возникают из-за того, что ребенку слишком настойчиво и слишком эмоционально говорят об опасностях: “Не ходи гулять один – потеряешься! Не перебегай через дорогу – под машину попадешь!” А еще чаще ребенку передаются мамины и бабушкины страхи. Например, малыш упал, тут же вскочил и побежал дальше. Но взволнованная мама хватает чадо в охапку: “Ушибся? Очень больно? А коленку не разбил? Я же тебе сто раз говорила: не бегай, упадешь, ручку или ножку сломаешь!” Лицо у мамы испуганное, голос дрожит… И ребенок начинает плакать – не от боли, от страха. Он боится, потому что боится мама.

  Бывают и страхи, “нафантазированные” самим ребенком. Это всевозможные Кощеи, бабы-яги, серые волки и прочие буки. Помните девочку Мурочку из стихотворения Корнея Чуковского, которая нарисовала Бяку-Закаляку, да сама же ее и испугалась? Таким страхам обычно подвержены дети чересчур заботливых родителей. Если ребенка, что называется, “пасут”, ограждают от всех жизненных трудностей, не дают общаться с внешним миром и получать живые эмоции – он будет “добирать” эти эмоции сам, как сможет.

      И, наконец, совершенно особое место среди детских страхов занимает страх разлуки с мамой. Ведь мама для двух-трехлетнего ребенка – это целый мир, источник чувства безопасности. Расстаться с ней – значит оказаться перед лицом многочисленных опасностей, бороться с которыми малыш еще не готов.

      Больше подвержены страхам дети, чьи родители часто ссорятся. Ребенок не может сделать так, чтобы мама и папа помирились, он чувствует себя беспомощным, а часто и виноватым (если ссорятся из-за него). А чувства беспомощности и вины очень часто перерождаются в чувство страха…

    И все же страх – это не всегда плохо. Страх – это средство познания окружающей действительности, это защита, позволяющая избежать встречи с опасностью. Только нужно различать страх нормальный и страх патологический.

     Обычный страх длится недолго и быстро проходит: пробежала мимо собака, ушел незнакомый дядька – через минуту малыш и думать забыл о том, что он их боялся. Иное дело – страх патологический, разрушительный. Он изменяет и самочувствие, и поведение человека, даже его характер и отношения с окружающими. Например, ребенок боится ходить в школу – и каждое утро у него болит живот, голова, повышается температура. Если страх нарушает физическое и психическое развитие ребенка, мешает общению – необходима помощь специалиста, врача или психолога.

    Не надо стыдить ребенка, высмеивать его страхи. Лучше попросить малыша нарисовать то, чего он боится, а потом обсудить с ним рисунок: что на картинке можно изменить, чтобы было не так страшно. А дети постарше успешно помогают друг другу преодолевать чувство страха, рассказывая “страшилки” про то, как “в темной-темной комнате стоит черный-черный гроб на колесиках…” Доказано, что чем больше ребенок общается со сверстниками, тем меньше у него страхов.

Повышаем самооценку ребёнка
Необходимо:
 обращаться к ребёнку по имени;
 хвалить его даже за незначительные успехи (причём похвала должна
быть искренней и ребёнок должен знать, за что его похвалили).
 отмечать его в присутствии других детей.
 чтобы ребёнок, чаще участвовал в таких играх, как «Комплименты», «Я
дарю тебе», которые помогут узнать много приятного о себе от
окружающих, взглянуть на себя «глазами других детей».
Снимаем мышечное напряжение
Рекомендации:
Играть в игры, связанные с телесным контактом.
Проводить упражнения на релаксацию, техника глубокого дыхания, массаж и
просто растирания тела.
Ещё один способ излишней тревожности – раскрашивание лица старыми
мамиными помадами. Можно также устроить импровизированный маскарад,
шоу. Для этого надо приготовить маски, костюмы или просто старую
взрослую одежду. Участие в представлении поможет тревожным детям
расслабиться. А если маски и костюмы будут приготовлены руками детей
(конечно, с участием взрослых), игра принесёт им ещё больше удовольствия.
Обучаем детей управлять своим поведением
Рекомендации:
Взрослым желательно привлекать ребёнка к совместному обсуждению
проблемы (в детском саду можно поговорить с детьми, сидя в кругу, об их
чувствах и переживаниях в волнующих ситуациях). Желательно, чтобы
каждый ребёнок сказал вслух о том, чего он боится. Предложить детям
нарисовать свои страхи, а потом в кругу, показав рисунок, рассказать о них.
Подобные беседы помогут тревожным детям осознать, что у многих
сверстников существуют проблемы, сходные с теми, которые характерны, как
им казалось, только для них.
Нельзя сравнивать детей друг с другом – это приём категорически запрещён
(когда речь идёт о тревожных детях). Желательно вообще избегать
состязаний и таких видов деятельности, которые принуждают сравнивать
достижения одних детей с достижениями других. (Иногда травмирующим
фактором, может стать проведение даже такого простого мероприятия, как
спортивная эстафета.) Лучше сравнивать достижения ребёнка с его же
результатами, показанными, например, неделю назад. Даже если ребёнок
совсем не справился с заданием, ни в коем случае нельзя сообщать родителям:
«Ваша дочь хуже всех выполнила аппликацию» или «Ваш сын закончил
рисунок последним».
Если у ребёнка появляется тревога при выполнении учебных заданий, не
рекомендуется проводить какие – либо виды работ, учитывающие скорость.
Такого ребёнка следует спрашивать в середине занятия. Нельзя его подгонять
и торопить.
Обращаясь к тревожному ребёнку с просьбой или вопросом, желательно
установи с ним контакт глаз: либо вы наклонитесь к нему, либо приподнимете
ребёнка до уровня ваших глаз.
Совместное со взрослыми сочинение сказок и историй учит детей выражать
словами свою тревогу и страх. И даже если они приписывают их не себе, а
вымышленному герою, это помогает снять эмоциональный груз внутреннего
переживания и в какой-то мере успокаивает.
Очень полезно играть с детьми в ролевые игры. Разыгрывать можно как
знакомые ситуации, так и те, которые вызывают особую тревогу ребёнка
(например, ситуация «боюсь воспитателя» даст возможность поиграть с
куклой, символизирующей фигуру педагога; ситуация «боюсь войны»
позволит действовать от имени фашиста, бомбы, т.е. чего- то страшного).
Игры, в которых кукла взрослого исполняет роль ребёнка, а кукла ребёнка –
роль взрослого, помогут ребёнку выразить свои эмоции, а взрослому –
сделать много интересных и важных открытий.
Очень полезно играть с детьми в подвижные игры. Тревожные дети боятся
двигаться, а ведь именно в подвижной эмоциональной игре («война», «казаки
– разбойники») ребёнок переживает и сильный страх, и волнение, что
помогает ему снять напряжение в реальной жизни.
Обучать ребёнка управлять собой в конкретных, наиболее волнующих его
ситуациях можно и нужно в повседневной работе с ним.

       ДЕТИ, КОТОРЫМ НЕ ХВАТАЕТ ВНИМАНИЯ
     В 99 случаях из 100 причиной непослушания, непонимания, истерик и других сложностей в отношениях между родителями и детьми, является не
ребенок, а родитель.
   Хочется выделить эти слова в рамку и попросить Вас повесить на видное место в Вашем доме. Если ребенок Вас не слушается, причина в ВАС, а не в ребенке.Вам нужно разобраться именно в Вашем поведении, а только потом подумать,чем можно помочь ребенку.
   Итак, самая первая и главная причина – нехватка внимания. Как бы банально
это не звучало.
  Подумайте прямо сейчас, как часто Вы обращаете внимание на своего ребенка,если он не кричит, не устраивает истерики, полностью действует так, как хотите этого вы?
    Обычно на таких детей мало обращают внимания. Ребенок чем-то занят, мама или папа занимаются своими делами. Это самая простая ситуация, которая всех устраивает, прежде всего родителей.
     Сегодня очень трудно уделять ребенку много внимания и времени. Родители
обычно много времени проводят на работе. Тем не менее, Вам не нужно проводить 24 часа в сутки с ребенком для того, чтобы он получил столько внимания, сколько ему нужно.
     Просто станьте для него другом, человеком, который любит его при любых
обстоятельствах, и чтобы не произошло. Станьте тем, кто по-настоящему любит, ценит и поддержит в любой ситуации.
     Для детей самое важное и ценное – чтобы их любили. Растения тянутся к солнцу для того, чтобы жить. Также и наши дети, тянутся к тем, кто искренне любит их и ценит. Поэтому если вы не на словах, а на деле покажете им свою любовь, преданность, теплоту и заботу, они никогда не совершат поступка, который может вас огорчить. А принимая важное для них решение, они в первую очередь будут советоваться с вами, а не с друзьями.
     Многие считают и учат людей, которые еще на стали родителями, что жизнь
после появления в семье ребенка никак не меняется. Это в корне неверно. С появлением в вашей жизни нового человечка изменяется все. Все, что раньше было на первом месте уходит на второй план. Ближайшие 15-18 лет самой главной заботой в вашей жизни являются дети.
  Дети – это самая большая радость, но вместе с тем, самая большая ответственность. Дети – это то, что останется с вами навсегда. Друзья, работа, мысли и убеждения, даже супруг или супруга могут приходить и уходить, дети же остаются навсегда!
     Самое сложное в воспитании и уходе за детьми – отказаться от некоторых, а
иногда многих занятий, которые были важны для вас раньше. Постепенно вы откажетесь от всего того, что расходует ваше время.
   Многие супружеские пары, особенно те, кто прожил долгую совместную жизнь до появления на свет ребенка, считают, что можно совмещать развлечения, хобби, вести активный образ жизни, как и прежде, и быть прекрасными родителями.
    На мой взгляд, это глубочайшее заблуждение. Да, без детей Вы можете путешествовать, общаться неограниченное время с друзьями, подругами, родственниками, заниматься любимым хобби и прочее. Но когда появляется ребенок, наступает если ни конец этому всему, то, по крайней мере, временное затишье. Это абсолютно нормально и естественно.
    На самом деле, с момента рождения ребенка, ваша жизнь меняется. Все Ваши дела переходят на второй план. Прежде всего, вам теперь нужно заниматься вашим ребенком. Вы и только вы на 99% влияете на его характер, развитие, чувства и эмоции, в целом на то, как сложится вся его будущая жизнь.
     Каждый ребенок, и ваш – не исключение – нуждается во внимании. Это прописная истина, но не многие родители это понимают. А кто-то просто
забывает.
    Внимание со стороны родителей – такая же потребность каждого ребенка, как потребность в еде и прогулках на свежем воздухе. Уделяете ребенку как можно больше внимания! Каждый день! Каждую свободную минуту!
     Как же дать столько внимания, сколько нужно ребенку?
    Конечно, само собой напрашивается ответ – увеличить количество внимания.
Легко сказать, но трудно сделать! Да и как определить этот уровень?
    Мы все работаем, у нас много дел, и у мужчин и у женщин. Миллионы женщин во всем мире ежедневно ходят на работу, готовят завтрак, обед и ужин, стирают и гладят, убирают. Найдется еще тысяча дел, которые непременно нужно сделать!
    Милые мамы! Заведите привычку с сегодняшнего дня уделить каждому своему ребенку 15-30 минут времени в течение ближайших 90 дней. Не просто включить мультфильм и уйти на кухню, а прочитать сказку, вместе порисовать, полепить, вместе приготовить кушать, выслушать ребенка,
рассказать о том, как прошел Ваш день. Сходите в театр, кино, на каток, в парк.Сходите всей семьей! Вы сами не заметите, как это 15 -30 минут каждый день кардинально изменят Вашу жизнь и Ваши отношения с ребенком! Вы будете испытывать неимоверное счастье и гордость за то, что Вы делаете.
    Встаньте в один ряд с Лучшими Родителями Планеты!
    Планируйте свой день таким образом, чтобы Вам хватало времени и на работу и на семью. Делайте каждый день сначала дела, относящиеся к этим
двум сферам Вашей жизни, а уже потом занимайтесь остальным.
    Самое важное, что у Вас есть – Ваша семья и Ваш дом. Проводите как можно больше времени дома со своими близкими. На работе главное качество, дома – количество!
     Всегда проводите свободное время с пользой. Например, когда я еду с ребенком в машине, я не включаю магнитофон. Для меня намного важнее поговорить с ребенком о его чувствах, планах, событиях в его жизни, чем послушать любимую песню или новости по радио.
     Когда ребенок хочет что-то Вам сказать, слушайте его внимательно. Вместо попытки слушать в пол уха, повернитесь к нему, оставьте все свои дела и слушайте внимательно! Не делайте вид, что слушаете, а именно слушайте!
     Всегда ездите в отпуск всей семьей. Многие хотят отдохнуть от близких в отпуске. Да, есть доля логики в этом. Но! Отдыхайте от всех, т.е. проводите время наедине с собой регулярно. Для этого сделайте правилом в Вашей семье два раза в неделю на 1-2 часа освобождать мужа (жену) от всех забот, и также поступайте сами. Проводите два раза в неделю время с собой и для себя. Погуляйте, сходите с подругой в кафе, сходите за покупками, в бассейн и т.д. А отпуск проводите всей семьей
    Итак, самая распространенная причина плохого поведения – это борьба за внимание родителей. Как только ребенок начинает себя плохо вести, родители сразу же отвлекаются от своих важных и нужных дел и бросаются воспитывать дитятко. Если ребенок не получает нужного количества внимания, единственным способом заслужить это внимание он видит в непослушании!
     ВЫВОД: ребенок нуждается в вашем внимании также сильно, как в еде или сне. Это нормальная потребность, которая просто необходима ему для нормального роста и развития!

КАК СКАЗАТЬ РЕБЁНКУ НЕЛЬЗЯ?

  •  Слово нельзя нужно употреблять очень редко

      Психологи рекомендуют делать это не более 3 раз в день. Это не
возможно, возражают некоторые мамы и бабушки. Возможно. Слово
нельзя можно заменить на "можно только", " опасно". Лучше всего
давать четкие указания . Например вместо "по дороге гулять нельзя"
можно сказать " Стой, тут дорога, опасно" или же " дорога для машин,
а мы ходим только по тротуару"

  • Частицу НЕ нужно исключить из своей речи

    Дети не воспринимают частицу НЕ. Мы говорим: «Не трогай», а
ребенок слышит: «трогай». Это правило, которое должны помнить все
родители. Нужно приучить себя заменять фразы-отрицания
позитивными утвердительными выражениями. Сделать это просто,
нужно только несколько дней понаблюдать за собой.
 Вместо запретов нужно объяснять ребенку свою позицию
Говорите о своих эмоциях, рассказывайте, почему так поступать
плохо, рассказывайте о последствиях. Делайте это спокойно.
Самое главное, объяснять тогда, когда ребенок спокоен. Лучше
присесть к малышу или взять его на колени. Важен зрительный
контакт

  •  Дайте ребенку право выбора

    Ребенок пытается шагнуть в лужу в туфлях. Реакция: « По лужам мы
ходим только в сапогах. Выбирай: пойдем домой обувать сапоги или
побросаем в лужу камушки? Смотри как здорово!».

  •  Определите для себя абсолютные запреты – ТАБУ

Родителям важно определиться с этим списком, согласовать его и
действовать последовательно и сообща. Если нельзя один раз, значит
нельзя всегда без исключений.
 Обезопасьте свою квартиру
Это позволит исключить часть запретов. Розетки можно закрыть
заглушками, тяжелые вещи убрать наверх, ножи, утюг, плойки – вне
зоны досягаемости.
Этот путь тяжел. Потому что, все выше описанное не действует с
первого раза. Нужно повторять все свои действия последовательно
и неоднократно – множество, множество раз, сохраняя терпение и
спокойствие.

Разделы сайта