Размер шрифта
A- A+
Межбуквенное растояние
Цвет сайта
A A A A
Изоображения
Дополнительно

Почитайте вместе с детьми

Читать вместе с ребенком: почему это так важно?

Unisef_Read_1

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». 
В. Сухомлинский, талантливый советский педагог

Ребенку, даже самому маленькому, обязательно нужно читать вслух книги.

В первые месяцы жизни, когда малыш еще не понимает смысла слов, это способствует развитию навыков речи: он слушает ваш голос, внимательно наблюдает за движениями ваших губ и пытается подражать вам. Когда ребенок подрос и способен следить за сюжетом, но еще не знает букв – чтение тренирует у него способность восприятия информации на слух, стимулирует память и воображение. Позже, начав читать самостоятельно, ребенок учится грамотно излагать свои мысли, у него формируется вкусы образное мышление, развиваются творческие наклонности. В будущем все это поможет ему легче находить контакт с людьми и успешно налаживать социальные связи.

Когда вы читаете своему ребенку, он фантазирует, создает огромный красочный мир, где живут его друзья –герои детских книжек. Он испытывает целую гамму эмоций, учится различать добро и зло, понимать себя и других. Неважно, сколько месяцев или лет вашему ребенку. Книги расширяют кругозор детей любого возраста, учат их мыслить, а значит, удовлетворяют потребность в познании, заложенную в человека от природы.

Кроме того, совместное чтение очень сближает. read_8Это – то время, когда мама (папа, бабушка, дедушка…) принадлежат только ребенку. Это настоящее, качественное и душевное общение малыша с самыми родными людьми. Однако не только для него совместное чтение так интересно и важно. Взрослые, какими бы серьезными и солидными они ни стремились казаться, на самом деле всегда рады возможности почитать с ребенком хорошую детскую книгу – хотя бы потому, что это позволяет им ненадолго вернуться в мир своего беззаботного детства.

Малыш растет: когда, как и что читать?

С рождения до полугодаcontent-img

Познакомить с книгой ребенка стоит уже в самом нежном возрасте, а

начинать это знакомство лучше с детских стихов и песенок (в том числе, колыбельных): младенец очень хорошо чувствует стихотворный и музыкальный ритм. Не понимая смысла слов, он уже способен адекватно реагировать на их ритм и интонацию маминого голоса. Благодаря этому у малыша начинают формироваться важнейшие эмоции.

Еще для этого периода как нельзя лучше подходят прибаутки («Ри-та, ри-та, ри-та-та, вышла кошка за кота, за Кота Котовича, за Иван Петровича»), потешки («Идет коза рогатая за малыми ребятами.Кто кашу не ест?Молоко не пьет?Забодает, забодает, забодает!»), считалки («Тише, мыши, кот на крыше, а котята еще выше. Кот пошел за молоком, а котята кувырком»), скороговорки («Во дворе трава, на траве дрова») и другие малые формы фольклора.

С 6 месяцев до года

В 5-6 месяцев ребенок начинает активно осваивать доступное ему пространство – ему нравится трогать разные предметы и пробовать их на вкус. Наступает время для книжек-игрушек, помогающих развивать у малыша тактильную память и мелкую моторику (а это, в свою очередь, стимулирует развитие речи). Такие книжки могут быть вообще без текста или, например, с короткими стишками. Читать их надо нараспев, выразительно, «играя»голосом.

Иллюстрации в книжках должны быть крупными, яркими, и, по возможности, «говорящими» (когда корова при прикосновении к ней начинает мычать, а собака–лаять). Разместите книжки в зоне досягаемости малыша, и он с удовольствием будет тянуться от одной к другой.

С 1 года до 3 лет

Годовалому ребенку уже можно читать коротенькие сказки с постоянными повторами: «Колобок» («Я от бабушки ушел…»), «Репка» («Тянем – потянем») и другие. Повторы помогают ему лучше представить картину происходящего и понять смысл услышанного.

С этого возраста книги должны окружать ребенка буквально повсюду. Позвольте вашему сыну или дочери беспрепятственно играть с книгами, грызть их, рисовать в них, строить из них дома и гаражи для машинок и даже купаться с ними (для этого придуманы специальные непромокаемые книжки). Сейчас именно так проявляется и формируется любовь ребенка к книгам–а бережное отношение к ним придет позже.

Тот же принцип относится и к буквам. Пусть малыш видит их везде: на кубиках, вырезанными из пластика или картона, нарисованными на бумаге, магнитах и наклейках. Составляйте вместе с ним из букв слова, используйте карточки системы Домана, читайте вывески и плакаты на улице, предлагая ребенку искать в надписях какую-то определенную букву или ту букву, с которой начинается его имя.

Дети такого возраста часто очень любят книжки про животных. Рассматривая их, ребенок может просто «влюбиться», например, в кошку, и тогда некоторое время он совсем не будет замечать других животных,изображенных на рисунках. Такую «любовь» можно использовать для расширения его кругозора – рассказать, где живет кошка, чем она питается, какие у нее привычки. Этим вы сформируете у малыша осознанный интерес к книге как к источнику положительных эмоций и новых знаний.

В год-два ребенок учится сопоставлять зрительные образы со словами, и рисунки в книжках помогают ему получить представление о мире, в который он пришел.Поэтому его книжки должны быть хорошо иллюстрированы, а самое главное требование к картинкам — чтобы они были крупными, красочными и понятными малышу. Прочитав текст, рассматривайте вместе с ребенком картинки и спрашивайте его: «Кто здесь нарисован? Ты помнишь, мы о нем сейчас читали?». Однако не забывайте, что в этом возрасте ребенок может с интересом рассматривать книгу не больше 10-20 минут, и не заставляйте его делать это насильно.

Помимо обычных изданий, стоит покупать малышу книжки-раскраски и книжки, в которых изображение предметов вставляется прямо в текст. Они повышают у ребенка мотивацию к чтению: идя от картинки к слову, он начинает делать попытки «читать» самостоятельно.

Двухлетний ребенок осваивает мир при помощи подражания, поэтому чтение книг лучше сопровождать изображением действия, происходящего на их страницах. Например, мама может надуть щеки и растопырить руки, показывая, как идет по лесу, покачиваясь,неуклюжий мишка. Таким образом в сознании малыша возникает трехмерная картинка: он слышит, что читает ему мама о Мишке Косолапом, видит его на рисунке и благодаря маминым движениям узнает, что такое неуклюжесть. Скорее всего, ребенок и сам попробует изобразить косолапого Мишку — в этом возрасте ему очень нравится быть «повторяшкой»: попрыгать, как зайчик, разбить яичко, а потом поплакать над ним, как дед с бабой.

К трем годам малыш уже неплохо говорит и без конца задает вопросы, в том числе и во время чтения. Поэтому, читая книжку, обязательно объясняйте все, что ему непонятно, только делайте это не слишком подробно и долго, чтобы ребенок не заскучал.

read_6

В этом возрасте уместно познакомить ребенка с «устройством» книги: рассказать, что у нее, как и у человека, есть свой «паспорт» — титульный лист, свой «фасон одежды» — формат, и «говорящая» обложка, которая сообщает нам, кто автор книги и как она называется. В ходе таких объяснений можно попросить ребенка описать словами рисунок на обложке и предположить, о чем пойдет речь в книге.

Подсказки для родителей

• Перед тем, как начать читать вместе с ребенком, создайте соответствующую атмосферу, чтобы посторонние раздражители не мешали малышу(выключите телевизор и радио, удобно устройтесь с ним на диване или в кресле, не отвлекайтесь на телефонные звонки и разговоры с членами семьи).

• Для усиления эмоционального восприятия текста можно негромко включить фоновую музыку, по темпу и ритму соответствующую книжке, которую вы читаете.

• Начинайте с книг, где есть информация о повседневной жизни. Для самых маленьких это могут быть просто картинки без историй— детям очень интересны реальные предметы. Книги с изображениями фруктов, животных, людей, машин и поездов неизменно вызывают у них интерес.

• Во время чтения и разглядывания картинок задавайте уточняющие вопросы: «Какого цвета это яблочко?», «А что сделал мальчик (лисичка, куколка…)?».

• Обсуждайте с ребенком прочитанное, проводите параллели: «Смотри, как у этой девочки получилось. А ты бы так смогла?».

• Постоянно читайте малышу короткие детские стишки, которые хорошо воспринимаются на слух и легко запоминаются. Например, декламируйте подходящие к ситуации четверостишия, когда собираетесь с ребенком на прогулку или купаете его.

• Постарайтесь показать ребенку, что читать книги — не обязанность, а удовольствие. Никогда не заставляйте егослушать сказку или учить буквы. Гораздо лучше сделать это в игровой форме. Например, буквы можно пропевать на прогулке или искать на вывесках магазинов. Если же ребенок отказывается читать вместе с вами, можно сказать: «Не хочешь — не нужно, тогда я почитаю кукле (зайчику)». Наверняка через минуту малыш попросит: «И мне тоже почитай!».

С 3 до 6 лет

В этот период ребенок быстро взрослеет, а вместе с ним «взрослеют» и его книжки. Для чтения в таком возрасте подойдут сказки Пушкина, Волкова, братьев Гримм, Андерсена, русские народные сказки.

Сейчас ребенок уже способен воспринимать художественное произведение только на слух. Для лучшего пониманиятекста читать малышу следует выразительно, в лицах, стараясь как можно убедительнее передать характеры персонажей. Чтобы он не запутался в литературных событиях и героях, обсуждайте содержание каждой прочитанной книги, просите пересказать ее сюжет —по порядку, с самого начала. Это разовьет его память и логику.

Выбор книг для чтения с детьми

Перечень, приведенный ниже,– это,безусловно,не список литературы для чтения вашему малышу, а лишь маячки, которые помогут сориентироваться в безбрежном море детских книжек. Чтобы узнать имена конкретных авторов и названия книг, можно обратиться к сотрудникам детской библиотеки или поискать информацию на многочисленных Интернет-форумах для родителей.

С рождения до 2 лет

• Считалки, прибаутки, потешки, скороговорки, загадки, стихи для детей
• Любые книги с «правильными» иллюстрациями, моющиеся либо напечатанные на плотномкартоне
• Серия «Топотушки»
• Серия «Моя первая книжка»: «Это я»; «Животные»; «Машина»; «Счет»; «Слова»; «Ферма»
• Серия «Уроки малышам»: «Твои игрушки»; «Считалочка»; «Все поет»; «Давай поиграем»
• Серия «Для самых маленьких»: «Сказки в стихах» (А. Барто, Б. Заходер, В. Берестов, К. Чуковский, Э. Успенский и др.)
• Серия «Мишутка»: «Приятного аппетита»; «Что надеть»; «Любимые игрушки»; «Веселый денек»
• С. Козлов, «Я на солнышке лежу»
• Р. Сеф, «Кто на кого похож»
• В.А. Степанов, «Как живете? Что жуете?»
• Б. Заходер, «Песенки Винни-Пуха»

С 2 до 6 летread_7

• Сказки: народные, о животных, волшебные, авторские, сказки в стихах
• Истории про реальных и сказочных животных (Б. Поттер, «Ухти-Тухти»…)
• Истории про волшебных существ (Карлсона, Мумми-троллей, Незнайку, Мурзилку…)
• Истории про детей, попавших в сказочный мир (Л. Кэрролл, «Алиса в Стране чудес»…)
• Истории про приключения детей в реальной жизни (В. Драгунский, «Денискины рассказы»…)
• Книги познавательного характера, обязательно – с красочными иллюстрациями
• Любимые книги вашего детства

Правила совместного чтения

Читайте каждый день
Выработайте своеобразный ритуал ежедневного совместного чтения, желательно – в одно и тоже время. Это войдет у ребенка в привычку и на долгие годы сформирует потребность в книгах. Во время чтения старайтесь, чтобы книга находилась на уровне глаз малыша, и держите ее на расстоянии его вытянутой руки.

Читайте то, что интересно ребенкуUnisef_Read_p5
Прежде чем начать читать книгу вместе с ребенком, пролистайте ее сами. Убедитесь, что содержание соответствует его возрасту, интересам и психоэмоциональным особенностям.Расскажите малышу заранее, что вы хотите почитать с ним новую книгу, и дайте ему самостоятельно рассмотреть картинки в ней.

Читайте, если ребенок этого хочет
Ни в коем случае не принуждайте малыша к чтению, чтобы не отбить у негона всю жизнь желание общаться с книгами.Читая, не поглядывайте на часы — руководствуйтесь только тем, увлечен ли ребенок или чтение уже надоело ему. Никогда не говорите малышу: «Как стыдно, мы с тобой уже неделю не читали!..». Так вы навернякаполучите результат, противоположный желаемому.Листая интересные книжки в обнимку с ребенком или читая по ролям вместе с другими членами семьи, можно добиться гораздо большего эффекта, нежели чрезмерной строгостью и понуканиями.

Читайте и общайтесь
Дайте ребенку понять, что совместное чтение вас тоже очень увлекает. Будьте готовы реагировать на возникающие у малыша вопросы и проявление его отношения к прочитанному: смех, плач, протест. Чтение – это общение, разговор. Если вы скажете ребенку: «Сначала послушай, а разговаривать будем потом», он почувствует, что его мысли и переживания для вас не важны.

Читайте эмоционально и с выражением
В процессе чтения «играйте» голосом: читайте быстрее или медленнее, громче или тише, делайте интонационные акценты – в зависимости от содержания текста, от ситуации, в которой оказались герои. Читайте в лицах, передавая речь и характер разных персонажей. Не отчаивайтесь, что у вас не очень хорошая дикция, не поставлен голос и вообще отсутствует актерское дарование. Ваши старания все равно не останутся неоцененными — малыш прекрасно поймет те эмоции, которые вы хотели выразить.

Читайте одну и ту же книгу много раз подряд
Дети — страшные консерваторы. Иногда они неделями хотят слушать одну и ту же книгу. Обычно это история, которая в тот или иной момент оказалась эмоционально близкой ребенку. Не стоит пытаться переупрямить свое чадо, лучше наберитесь терпения и в 101-й раз прочитайте «Волшебника Изумрудного города»: малышу это нужно.

Приемы, которые помогают ребенку лучше понимать и запоминать прочитанное

Зарубежные эксперты в области педагогики сегодня часто говорят о феномене механического, «бессмысленного» чтения. Дети начинают читать во все более раннем возрасте. Но, согласно результатам специальных тестов, многие из них, бегло и правильно прочитав вслух текст, не только не способны изложить его содержание своими словами, но даже не могут сказать, о чем шла в нем речь. Значит, родители не сумели объяснить им, что чтение книг – это не просто пассивный «прием» информации, но еще ее осмысление и запоминание. Чтобы ребенок научился этому, он должен стать непосредственным участником процесса чтения, «со-творцом» происходящего на страницах книги – даже когда он не умеет читать. Такое «со-творчество» дает навыки понимания и запоминания прочитанного, развивает речь и образное мышление, позволяет незаметно привить ребенку желание читать самостоятельно. Есть множество несложных приемов, которые помогают всего этого добиться.

• Придумайте на основе книги, которая понравилась ребенку, свою историю. Например, Колобок пусть улетит от лисы на игрушечном самолетике ребенка и окажется в волшебной стране, где встретит новых друзей и переживет волнующие приключения.

• Рисуйте с ребенком иллюстрации к прочитанной книжке. Вы можете вместе придумать, рассказать и нарисовать, как выглядит тот или иной герой, во что он одет, какие вещи его окружают, добрый он или злой.

• Попросите ребенка пересказать его любимую сказку своими словами или при помощи рисунков.

• Во время чтения задавайте ребенку вопросы. А чтобы ему не стало скучно, делайте это в игровой форме: допустим, обратитесь к малышу от имени Незнайки или его любимой игрушки. Вопросы могут быть разными, главное, чтобы они заинтересовали ребенка, заставили его думать: «Зачем же он так поступил? Я бы никогда не решилась. Это очень трудно. А ты?», «Ой, а кто такая Баба-Яга? Почему у нее костяная нога? Мне страшно, она меня тоже захочет съесть? Ты меня защитишь? А как ты это сделаешь?» и т.д.

• Пересказывая содержание книги, намеренно исказите его, чтобы проверить, правильно ли ребенок запомнил прочитанное.

• Устройте чтение по ролям. Когда вы произносите текст за одного героя, а ребенок — за другого, он учится следить за смыслом рассказа, говорить с выражением, тренирует память.

• Играйте с ребенком в «договорки»– предлагайте ему заканчивать предложения из текста словами, подходящими по смыслу. Эта игра увеличивает словарный запас малыша, учит его вычленять из речи отдельные слова и их сочетания, развивает чувство языка.

• Одно и то же стихотворение читайте по-разному (весело и печально) и обсуждайте, какая интонация соответствует его смыслу.

Сказки на ночь

Unisef_Read_p6

Тесный физический и душевный контакт между мамой и ребенком формируется в период грудного вскармливания, а сладкий сон младенцу навевает в это время колыбельная песенка. Когда колыбельная перестает быть актуальной, сохранить прочную эмоциональную связь с ребенком родителям позволяет чтение ему перед сном.

Полчаса-час перед сном – это лучшее время для создания атмосферы доверия между родителями и ребенком, минуты, посвященные общению и взаимному проявлению любви. Уютная вечерняя аура расслабляет уже сама по себе. Чтение книг в это время облегчает восприятие услышанного и способствует формированию приятных эмоций. Кроме того, чтение на ночь хорошо успокаивает непоседливых малышей. Благодаря ему они лучше засыпают и крепко спят – в то время как столь удобный для родителей просмотр мультфильмов, наоборот, возбуждает детей и требует дополнительных усилий по их «укладыванию».

Если вы с ребенком не можете прийти к согласию в том, какую книжку почитать на ночь, устройте лотерею: на полосках бумаги напишите названия книг и положите их в пустую коробку. Пусть ребенок потрясет ее и достанет полоску наугад. Если малышу понравится эта идея, можно все время выбирать книги таким способом.

Читая перед сном, отвечайте на вопросы ребенка, объясняйте то, что ему непонятно, но не предлагайте придумать альтернативный вариант развития сюжета, пересказать содержание прочитанного отрывка или почитать по ролям. Сейчас ваша главная задача –настроить его на крепкий и спокойный сон.

Разделы сайта